Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-01-13
Аннотация: Феномен саморазрушающего поведения (СРП) в психологической науке изучен недостаточно. Однако данная проблема стоит довольно остро и требует тщательного рассмотрения. С СРП ежедневно сталкиваются подростки, их родители и педагоги. Для создания эффективной модели профилактики СРП у обучающихся необходимо детальное изучение особенностей этого явления, выявление связей и степени обусловленности различными факторами. В данной статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей СРП обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. Анализ результатов осуществлялся на основе математико-статистической обработки данных с использованием статистического пакета «IBM SPSS Statistics 10.0». В результате исследования были выявлены особенности саморазрушающего поведения обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 130 подростков, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Свердловской области. Было установлено, что возраст 13—14 лет является критическим: в данном возрасте у большинства подростков наблюдаются склонности к нарушению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, склонности к противоправному поведению, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера как средство стабилизации самооценки. Анализ показал, что различные типы и виды СРП более распространены среди подростков женского пола. Полученные результаты свидетельствуют о том, что распространенность СРП среди образовательных учреждений, расположенных в мегаполисе, больше, чем в областных школах. Возможно, это происходит по причине большей доступности информации, которая может быть воспринята неадекватно возрасту, для подростков из городов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки комплексной профилактической программы СРП в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова: Саморазрушающее поведение; типы поведения; виды поведения; подростки.

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. Особенности саморазрушающего поведения обучающихся / Н. Н. Васягина, Н. Б. Сычёва // Педагогическое образование в России. – 2019. – №1. – С. 93-99. DOI 10.26170/po19-01-13.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.