Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-01-09
Аннотация: В работе ставится и обсуждается проблема подготовки будущих учителей физики к постановке и проведению современного учебного физического эксперимента. Показано, что развитие инструментальной базы натурного эксперимента за счет компьютерных средств и внедрения информационных технологий, включение компьютерного моделирования (вычислительного эксперимента) в систему учебного физического эксперимента приводят к необходимости специального изучения дидактических аспектов комплексного использования натурного и вычислительного эксперимента. Дается определение натурно-вычислительного эксперимента как метода обучения физике, основанного на интеграции лабораторного эксперимента и компьютерного моделирования и позволяющего получать новые учебные результаты. Выявлены и обоснованы три основные формы сочетания натурного и вычислительного эксперимента: параллельное выполнение, последовательное выполнение и совмещенный (комплексный) натурно-вычислительный эксперимент. Утверждается, что различные аспекты подготовки будущих учителей физики к использованию как натурного, так и вычислительного эксперимента достаточно полно выражаются категорией «готовность». Обсуждаются компонентный состав готовности и уровни сформированности отдельных компонентов. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущих учителей физики к использованию натурно-вычислительного эксперимента. Сформулированы принципы, которые регулируют как конструирование содержания обучения, так и организацию учебного процесса. Подчеркивается, что при отборе содержания обучения особую роль играет принцип обеспечения разнообразия сочетания натурного и вычислительного эксперимента. Он устанавливает необходимость включения в систему подготовки лабораторных работ, реализующих все базовые формы сочетания. Организацию лабораторного практикума следует осуществлять в соответствии с регулятивным принципом восхождения от натурного и вычислительного к интегрированному натурно-вычислительному эксперименту. Делается вывод о целесообразности и возможности разработки методики специальной подготовки будущих учителей физики к проведению натурно-вычислительных экспериментов.
Ключевые слова: Учебные физические эксперименты; натурные эксперименты; вычислительные эксперименты; дидактические принципы; подготовка будущих учителей; учителя физики.

Для цитирования:

Попов, С. Е. Теоретические аспекты формирования готовности будущих учителей физики к проведению натурно-вычислительных экспериментов / С. Е. Попов, Д. Ф. Терегулов // Педагогическое образование в России. – 2019. – №1. – С. 61-67. DOI 10.26170/po19-01-09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.