Архив журнала
О природе самопознания
- 558
- Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается определение самопознания как познания, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид и которое может осуществляться в стихийной и сознательной формах. Сознательное самопознание выступает как рефлексия. Основной недостаток определений самопознания в существующей научной литературе в том, что они сводятся к перечислению тех или иных сторон индивида. Содержанием самопознания является отражение индивидом самого себя и формирование определенного образа своего «я». Критически рассматривается соотношение в научных источниках понятия «самопознание» с другими терминами изучающих данное явление областей, начинающимися с части «само-» (самосознание, самоопределение, самообразование, самовоспитание, самоуправление и др.). В аспекте самопознания освещаются фундаментальные вопросы индивидуального бытия человека: 1. Кто я такой и почему я такой? 2. Как я отношусь к самому себе? 3. Кем я хочу, могу и должен стать? 4. Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать? Ответ на первые два вопроса требует предметного самопознания, т. е. самоописания и самообъяснения. Ответ на второй вопрос требует оценочного самопознания, на третий – проектного самопознания, на четвертый – самоуправления процессом реализации самопроекта. Представленная последовательность видов самопознания демонстрирует его собственную логику. Принципиально важно учитывать то, что между видами самопознания существуют как прямые, так и обратные связи. Самопознание относится к числу фундаментальных ценностей человеческой жизни. Смысл научного самопознания индивида – в обеспечении его продуктивной самореализации, понимаемой как творение благ себе, другим людям, обществу при ненанесении никому вреда.
Ключевые слова: Самопознание личности; рефлексия; предметное самопознание; оценочное самопознание; проектное самопознание; самореализация личности; ценности самопознания.
Для цитирования:
Байлук, В. В. О природе самопознания / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 27-34 .