Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ)
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «взаимодействие» в таких науках, как философия, психология, социология, педагогика. В качестве рабочего предлагается использовать определение из «Словаря нового педагогического мышления»: «Взаимодействие – это особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний; оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию». В специальной литературе используются такие синонимы: взаимосвязь, воздействие, совместная деятельность или действия и др. Рассматриваются виды взаимодействия: межличностное, социальное, педагогическое, информационное, психологическое, коммуникационное, а также виды взаимодействия образовательных организаций: информационное, административное, социальное, организационное, обеспечивающее, развивающее. Под управлением взаимодействием организаций вслед за Д. Ю. Корнеевым понимается «процесс, направленный на обеспечение участников проекта требуемой и реальной информацией, отображаемой не только в стандартизированном виде, но и допускающей ее последующий анализ и использование». Анализируются понятия «сетевая организация», «сетевое и несетевое взаимодействие». Сетевая организация – это тип организации, структура которой представляет собой свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров. «Сетевое взаимодействие – система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» (М. Ю. Швецов, Л. Д. Алдар). Несетевое взаимодействие – это любое происходящее между образовательными учреждениями (ОУ) взаимодействие (конференции, педагогические совещания и другие совместные мероприятия); всякое взаимодействие между ОУ с использованием Интернета; взаимодействие, в котором ОУ информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). Уточняется определение современного управления взаимодействием – это регулирование особых форм связей «между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию».
Ключевые слова: Сетевое взаимодействие; взаимодействие организаций; виды взаимодействия; образовательные организации; управление взаимодействием.

Для цитирования:

Симонова, А. А. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций / А. А. Симонова, М. Ю. Дворникова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 35-40.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.