Вам может быть интересно:
Архив журнала
Механизмы реализации технологии витагенного обучения в вузе (на примере изучения дисциплины «Академическая риторика»)
- 395
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Современная государственная политика в области образования требует более полно учитывать потребности каждого отдельного ученика, а значит, соблюдать психолого-педагогические условия, направленные на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию обучающегося и одновременно сохранению его индивидуальности. Этому удовлетворяет технология витагенного обучения, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. С. Белкиным. В процессе витального образования происходит формирование комплексных навыков адаптации к современной жизни; формирование готовности к самосохранению через самодисциплину и мобилизацию личностных сил; формирование представления о многомерности образовательного процесса и, как следствие, неоднозначности путей решения образовательных задач. Перечисленные задачи витагенного обучения соответствуют принципам андрагогики – разделу современной педагогики, занимающемуся проблемами обучения и воспитания взрослых (адъюнктура является частью андрагогики). Витагенное обучение помогает создать оптимальные условия для самореализации каждого обучающегося. Процесс подготовки преподавателей высшей военной школы направлен, с одной стороны, на получение знаний в области педагогики высшей школы; с другой – на изучение основных принципов и норм педагогического общения; понимание особенностей публичных выступлений и психолого-лингвистических характеристик ораторского искусства в целом; умение вырабатывать индивидуальный стиль общения в зависимости от свойств личности, приобретение опыта воздействия на людей своей речью, управления специфическими языковыми барьерами. Применительно к академической риторике это значит, что преподаватель опирается на опыт деятельности офицера в должности командира подразделения, учитывает определенную шаблонность, принятую в военной педагогике, отсутствие сформированных риторических навыков и в то же время поддерживает стремление к получению опыта коммуникативной педагогической деятельности. Следуя принципам витагенного обучения, мы решаем сразу несколько задач: используем положительный жизненный опыт (прежде всего, социальный и профессиональный) в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Индивидуальная работа заключается в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. Приоритетно самостоятельное обучение. Формирование языковой способности позволит планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. А опора на принципы витагенного обучения, реализация витагенной технологии в процессе обучения в высшей школе позволит осуществить объемное овладение знаниями в процессе сотрудничества.
Ключевые слова: Витагенное обучение; андрагогика; академическая риторика; коммуникативные компетенции; ценностное отношение; педагогическое общение; студенты; учебные дисциплины.
Для цитирования:
Дзюбко, Г. Ю. Механизмы реализации технологии витагенного обучения в вузе (на примере изучения дисциплины «Академическая риторика») / Г. Ю. Дзюбко // Педагогическое образование в России. – 2018. – №6. – С. 81-86.