Архив журнала
Развитие речи глухих и слабослышащих младших школьников в процессе игры на блокфлейте
- 384
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается инновационный способ реабилитации младших школьников с нарушениями слуха. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточностью методик музыкальной и речевой стимуляции в реабилитации детей с нарушениями слуха. Наиболее современной и прогрессивной является методика развития речи и музыкальности в процессе игры на блокфлейте, инструменте с колеблющимся столбом воздуха, который при игре проникает по каналам костно-тканевой проводимости в головной мозг и фиксируется как звук определенной высоты. В 1932 г. русский ученый-оториноларинголог Г. Г. Куликовский выяснил, что колебания волн к кортиеву органу, рецепторной части слухового анализатора, передаются не только воздушным путем через звукопроводящий аппарат уха, но и через кости черепа тканевым путем, что положительно влияет на повышение порога слышимости по каналам костно-тканевой проводимости (Я. С. Темкин, 1957; С. Portmann, 1961; В. П. Морозов, 1970, другие авторы). Отмечается, что поражение корковых центров активизирует костно-тканевую проводимость, появляется плохое восприятие речи при относительно хорошем восприятии чистых тонов (В. Ф. Ундриц). Таким образом, различение чистых тонов составляет более легкую задачу, чем анализ речевых сигналов и синтеза словесных понятий. Для нас принципиально важным является сам факт костно-тканевой проводимости и возможность игры младших школьников на блокфлейте. Проигрывание песенных мелодий способствует музыкальной стимуляции, пропевание мелодии песни с текстом активизирует речевую реабилитацию младших школьников с нарушениями слуха. Статья подготовлена в рамках ранее разработанной программы «Обновленный слух» и направлена на продвижение данной инновационной методики, позволяющей активизировать реабилитационный процесс.
Ключевые слова: Младшие школьники; дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; костно-тканевая проводимость; обучение игре на блокфлейте; блокфлейты; сурдопедагогика; музыкальная подготовка педагога.
Для цитирования:
Лаптев, И. Г. Развитие речи глухих и слабослышащих младших школьников в процессе игры на блокфлейте / И. Г. Лаптев // Педагогическое образование в России. – 2018. – №6. – С. 87-92.