Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается необходимость исследования такого состояния педагога, как его эмоционально-личностное благополучие. Под эмоционально-личностным благополучием авторы статьи понимают актуальное целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Эмоционально-личностное благополучие предлагается изучать при помощи авторской методики СЭЛБ («Самооценка эмоционально-личностного благополучия»). В качестве психологических предикторов эмоционально-личностного благополучия / неблагополучия в данной статье анализируются адаптационные возможности, профессиональное выгорание и атрибутивный стиль. Рассмотрение в качестве предикторов эмоционально-личностного благополучия педагогов социально-демографических характеристик, таких как пол, возраст и образование, показало, что женщины-педагоги достоверно выше, по сравнению с представителями этой профессии мужского пола, оценивают свое эмоционально-личностное благополучие. Выявлена тенденция к снижению эмоционально-личностного благополучия педагогов с возрастом. Эмоционально-личностное благополучие молодыми педагогами (до 30 лет) оценивается более позитивно по сравнению с респондентами более старших возрастных групп. Еще одним социально-демографическим предиктором эмоционально-личностного благополучия является образование: более высоко его параметры оценивают педагоги с незаконченным высшим и высшим образованием. Установлена взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия педагогов с их адаптационными возможностями. Выявленные взаимосвязи параметров профессионального выгорания педагогов с показателями методики СЭЛБ свидетельствуют о том, что оно является значимым предиктором эмоционально-личностного неблагополучия. Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия с оптимистическим или пессимистическим стилем атрибуции требует дополнительного исследования.
Ключевые слова: Эмоционально-личностное благополучие; эмоциональные состояния; педагогическая психология; социально-демографические факторы; профессиональное выгорание; атрибутивный стиль; педагоги.

Для цитирования:

Карапетян, Л. В. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов / Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №9. – С. 44-51.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.