Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель работы – исследование роли детско-родительских отношений – психологической сепарации от матери и переживания принятия/отвержения в формировании отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Актуальность исследования обусловлена ростом негативной тенденции снижения ценности материнства. Методы. 1. Авторская методика «Незавершенные предложения» для выявления типов отношения к материнской позиции. 2. Методика Р. Ронера (The Parental Acceptance-Rejection Questionnaire) (Rohner, 2003) (адаптация Г. В. Бурменской). 3. Опросник психологической сепарации Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, 1984) (адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой). Выборка: 230 студенток г. Москвы и г. Курска, в возрасте от 17 до 23 лет (M = 19,5). Результаты. Полученные результаты позволили выделить пять типов отношения к родительской позиции матери: 1) приоритет и принятие материнской роли; 2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство; 3) материнство как долженствование; 4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство; 5) отвержение материнства и материнской роли. Сравнительный анализ особенностей психологической сепарации девушек от матери в контексте модели сепарации от родителей Дж. Хоффмана выявил значимые различия по всем показателям психологической сепарации (стиль сепарации, когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты сепарации) у девушек с различным типом отношения к материнству. Проанализирована связь уровня сепарации в условиях принятия/отвержения матерью с типом отношения к родительской позиции матери. Выводы. 1. Выявлены существенные различия в уровне и стиле психологической сепарации у девушек с различным типом отношения к материнству. Высокий уровень и конфликтный стиль сепарации сочетается с отвергающим отношением, низкий уровень и гармоничный стиль сепарации – с безусловно принимающим отношением к материнской роли. 2. Обнаружена связь между уровнем и стилем сепарации и характером эмоциональных отношений с матерью. 3. Характер детско-родительских отношений (сепарация и принятие/отвержение) обусловливают тип отношения к материнской роли на этапе вхождения во взрослость.
Ключевые слова: Материнство; родительская позиция; семейное воспитание; детско-родительские отношения; девушки.

Для цитирования:

Садовникова, Т. Ю. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость / Т. Ю. Садовникова, О. А. Карабанова, Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. В. Алмазова, А. Г. Долгих, С. В. Молчанов // Педагогическое образование в России. – 2018. – №9. – С. 52-61.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.