Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-03-14
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл), что декларируется в официальных документах («Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО и др.). Цель статьи – раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические положения, раскрывающие процесс формирования гражданской идентичности личности (А. Г. Асмолов) и процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что в процессе участия в проектной деятельности у младших школьников формируются представления о государственной символике, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально-ценностное отношение к своей малой Родине (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности). У них формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, осуществлять ориентацию в социальных ролях (деятельностный компонент гражданской идентичности). Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию основ гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности – урочной (на уроках «Окружающего мира», «Музыки») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия младших школьников в реализации информационных и исследовательских видов проектов.
Ключевые слова: ФГОС НОО; универсальные учебные действия; гражданская идентичность; проектная деятельность; формирование основ гражданской идентичности; младшие школьники.

Для цитирования:

Кашина, Н. И. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности / Н. И. Кашина, Е. Г. Пономарева, О. Н. Петровских // Педагогическое образование в России. – 2020. – №3. – С. 123-129. DOI 10.26170/po20-03-14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.