Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-03-15
Аннотация: В подростковом возрасте остро проявляется потребность в самовыражении. Реализации этой потребности может способствовать искусство. Однако не всегда подростки владеют средствами и способами выражения своих чувств, настроений и эмоций. Для этого на уроках предметной области «Искусство» и, в частности на уроках изобразительного искусства, необходимо развивать у них художественно-творческие способности, которые позволят подросткам свободно позитивно выражать себя в творчестве. Особым потенциалом для этого развития, благодаря своей образности, глубокой символичности, максимальной выразительности и сюжетной доступности, обладает китайская живопись. В статье на основе анализа специфики китайской живописи, с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста, уточнено понятие «художественнотворческие способности». Представлены показатели развиваемого качества подростков на основе уточненного понятия: «знание особенностей и специфики китайской живописи», «способность „читать“ смысл художественных работ китайских художников», «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать». Для каждого показателя обоснованы и определены методы их развития, среди которых общепедагогические методы беседы, рассказа, показа (демонстрации видеоматериалов) и методы педагогики художественного образования: анализа художественных произведений, мелодекламации, ассоциаций, творческих заданий, в том числе и создания стихотворений в духе китайской поэзии. В статье раскрываются приемы организации рабочего пространства в стиле китайских мастеров, отработки базовых мазков (система 5-ти первоэлементов – дерево, огонь, земля, металл, вода), отработки базовых линий почерка кай шу, быстрого рисования, способствующие развитию художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи. Статья предназначена для исследователей и педагогов-практиков, интересующихся возможностями развития художественно-творческих способностей средствами различных национальных культур.
Ключевые слова: Художественно-творческие способности; китайская живопись; методы и приемы развития художественно-творческих способностей подростков.

Для цитирования:

Овсянникова О. А. Техника китайской живописи в развитии художественно-творческих способностей подростков на уроке изобразительного искусства / О. А. Овсянникова, Н. Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. – 2020. – №3. – С. 130-139. DOI 10.26170/po20-03-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.