Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается проблема трансдисциплинарного образования будущих педагогов в условиях вуза в связи с укреплением транзитивных тенденций в обществе и мире в целом. Цель настоящей статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе и разработке практических рекомендаций для вузов по его внедрению в практику. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, обобщения опыта работы вузов выявлена сущность трансдисциплинарности как научнообразовательного явления, которая состоит в ее отделимости и несводимости по отношению к родственным терминам: полидисциплинарность, междисциплинарность. Рассмотрены теоретикометодологические основы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе. Научная новизна полученных результатов заключается в постановке проблемы исследования, рассмотрении принципов, содержания и этапов внедрения трансдисциплинарного образования в практику вузов. Даны практические рекомендации по внедрению трансдисциплинарного образования в практику работы вузов с учетом действующей нормативно-правовой документации. Делается вывод, что трансдисциплинарное образование предполагает развитие образовательной системы в направлении принятия ее нелинейности, усиления дисциплинарной гибкости, этико-культурного многообразия в академических рамках, одновременно с практической ориентированностью для обеспечения готовности будущих педагогов к решению реальных сложных проблем, не имеющих функционального суверенитета
Ключевые слова: трансдисциплинарность; трансдисциплинарное образование; стратегия развития высшего педагогического образования; транзитивное общество; персонализация образования
Abstract: The article reveals the problem of transdisciplinary education of future teachers in the conditions of the university in connection with the strengthening of transitive trends in society and the world as a whole. The purpose of this article is the theoretical and methodological substantiation of transdisciplinary education of future teachers at the university and the development of practical recommendations for universities on its implementation in practice. Based on the analysis of philosophical and psychologicalpedagogical literature, generalization of the experience of universities, the essence of transdisciplinarity as a scientific and educational phenomenon is revealed, which consists in its separability and irreducibility with respect to related terms: polydisciplinarity, interdisciplinarity. The theoretical and methodological foundations of transdisciplinary education of future teachers at the university are considered. The scientific novelty of the obtained results lies in the formulation of the research problem, consideration of the principles, content and stages of the introduction of transdisciplinary education into the practice of universities. Practical recommendations are given for the introduction of transdisciplinary education into the practice of universities, taking into account the current regulatory and legal documentation. It is concluded that transdisciplinary education involves the development of the educational system in the direction of accepting its nonlinearity, strengthening disciplinary flexibility, ethical and cultural diversity in the academic framework, simultaneously with practical orientation to ensure the readiness of future teachers to solve real complex problems that do not have functional sovereignty
Key words: transdisciplinarity; transdisciplinary education; strategy for the development of higher pedagogical education; transitive society; personalization of education

Для цитирования:

Крежевских, О. В. Трансдисциплинарность как современная стратегия развития высшего педагогического образования в России / О. В. Крежевских. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 8-18.

For citation

Krezhevskikh, O. V. (2023). Transdisciplinarity as a Modern Strategy for the Development of Higher Pedagogical Education in Russia // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 8-18.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.