Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обосновывается возможность интерпретации метода обучения как алгоритма совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению цели обучения. Проведено уточнение структуры метода обучения с выделением внешних факторов, оказывающих влияние на выбор метода (содержание, контингент, уровень освоения, организационные условия, технологическое обеспечение), и компонентов, присущих непосредственно методу: последовательность действий преподавателя; последовательность действий учащегося в соответствии с действиями преподавателя; логика взаимодействия преподавателя и учащихся; технологические средства доступа к информации и коммуникации субъектов учебного процесса. Привязка методов обучения к привычным для преподавателя этапам учебной деятельности (лекция, практическое занятие, лабораторная работа и т. д.) позволяет выделить некоторый набор базисных методов обучения, комбинацией которых возможно построение плана учебного занятия и определить требуемое ресурсное обеспечение. Базисные методы оказываются инвариантны относительно их технологической основы – это избавляет от необходимости выделения методов обучения с применением цифровых технологий в качестве самостоятельной (особой) категории. Для представления базисных методов обучения использованы UML-подобные диаграммы деятельности, что позволяет визуализировать логику взаимодействия преподавателя и обучаемых в процессе применения метода. Вводится понятие кластера учебного занятия как шаблон-контейнера, который после наполнения конкретным дисциплинарным контентом и технологией используется для решения одной дидактической задачи. Кластерное конструирование позволяет обеспечить переключение видов учебной деятельности и удержание внимания учащихся в ходе занятия в соответствии с психологическими и гигиеническими требованиями организации урока
Ключевые слова: методы обучения; структура методов обучения; диаграммы методов обучения; базисные методы обучения; кластер учебного занятия; кластерное конструирование; образовательный процесс; учебная деятельность
Abstract: The article substantiates the possibility of interpreting the teaching method as an algorithm of joint activity of the teacher and students to achieve the learning goal. The structure of the teaching method is specified with the allocation of external factors influencing the choice of the method (content, contingent, level of mastery, organizational conditions, technological support), and components inherent in the method itself: sequence of teacher’s actions; sequence of student's actions in accordance with the teacher’s actions; logic of interaction between teacher and students; technological means of access to information and communication of subjects of the educational process. Linking teaching methods to the forms of educational activity that are familiar to the teacher (lecture, practical lesson, laboratory work, etc.) allows us to single out a certain set of basic teaching methods, the combination of which makes it possible to build a lesson plan and determine the required resource provision. Basic methods are invariant with respect to their technological basis – this eliminates the need to single out teaching methods using digital technologies as an independent (special) category. UML-like activity diagrams are used to represent basic teaching methods, which allows visualizing the logic of interaction between the teacher and students in the process of applying the method. The concept of a lesson cluster is introduced as a kind of template, which, after being filled with specific subject content and technology, is used to solve one didactic problem. Cluster construction allows to ensure the switching of types of educational activity and maintaining the attention of students during the lesson in accordance with the psychological and hygienic requirements of the lesson organization
Key words: teaching methods; structure of teaching methods; teaching methods diagrams; basic teaching methods; classroom cluster; cluster design; educational process; educational activities

Для цитирования:

Стариченко, Б. Е. Алгоритмический подход к описанию и конструированию методов обучения / Б. Е. Стариченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 56-69.

For citation

Starichenko, B. E. (2024). Algorithmic Approach to the Description and Design of Teaching Methods // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 56-69.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.