Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме самоорганизации студентов – будущих педагогов, которые сегодня все чаще испытывают трудности в целеполагании, коррекции деятельности, долгосрочном планировании и мотивации; имеют сложности в распределении личностных ресурсов, рефлексии и со скептицизмом относятся к информационным средствам для оптимизации процесса самоорганизации. Авторы рассматривают самоорганизацию в контексте различных подходов (личностного, деятельностного, аксиологического, технического, интегрального); и соотношение понятий самоорганизация и субъектность. В ходе анализа приходят к выводу, что субъектность как принятие всей полноты ответственности за свою жизнь включает самоорганизацию как опыт реализации этой самой ответственности, т. е. высокий уровень самоорганизации способствует развитию субъектности. В статье представлены результаты апробации открытого онлайн-курса по самоорганизации, разработанного на платформе LMS MOODLE для студентов Уральского государственного педагогического университета. В разработке курса принимали участие преподаватели, студенты очной и заочной форм обучения. Разработка онлайн-курса основывалась на модели ADDIE. Структура курса состояла из взаимосвязанных блоков-модулей. Онлайн-курс прошли 364 студента по направлениям подготовки 44.00.00 – Образование и педагогические науки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты стали осознанно уделять время планированию своей деятельности, анализу проделанной работы и расстановке приоритетов при необходимости решения большого количества задач. В процессе прохождения основных модулей курса у студентов наблюдалась активная субъектная позиция, которая выражалась в глубоком самоанализе проделанной работы и в поиске новых решений
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; самоорганизация студентов; субъектность; универсальные компетенции; тайм-менеджмент; онлайн-курсы; образовательный процесс; методы обучения; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда
Abstract: The article is devoted to the problem of self-organization of students – future teachers, who today increasingly experience difficulties in goal setting, activity correction, long-term planning and motivation; have difficulties in distributing personal resources, reflection and are skeptical about information tools for optimizing the process of self-organization. The authors consider self-organization in the context of various approaches (personal, activity-based, axiological, technical, integral); and the relationship between the concepts of self-organization and subjectivity. During the analysis, they come to the conclusion that subjectivity, as the acceptance of full responsibility for one’s life, includes self-organization, as the experience of realizing this very responsibility, that is, a high level of self-organization contributes to the development of subjectivity. The article presents the results of testing an open online course on self-organization developed on the LMS MOODLE platform for students of the Ural State Pedagogical University. Teachers, full-time and part-time students took part in the development of the course. The development of the online course was based on the ADDIE model. The structure of the course consisted of interconnected blocks-modules. 364 students completed the online course in the areas of training 44.00.00 – Education and Pedagogical Sciences. The results obtained indicate that students began to consciously devote time to planning their activities, analyzing the work done and setting priorities when it is necessary to solve a large number of problems. During the course of completing the main modules of the course, students had an active subject position, which was expressed in deep self-analysis of the work done and in the search for new solutions
Key words: pedagogical universities; student teachers; self-organization of students; subjectivity; universal competencies; time management; online courses; educational process; teaching methods; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment

Для цитирования:

Николаева, М. А. Онлайн-курс как средство развития навыков самоорганизации студентов педагогического вуза / М. А. Николаева, Н. В. Шрамко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 259-271.

For citation

Nikolaeva, M. A., Shramko, N. V. (2024). Online Course as a Means of Developing SelfOrganization Skills of Pedagogical University Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 259-271.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.