Архив журнала
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
- 153
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей к самостоятельному проектированию учебного процесса. Выполнен сравнительный анализ методического и методологического подходов к формированию ее содержания. Методическая направленность подготовки трактуется как изучение и освоение студентами конкретных методик и технологий обучения с
целью их последующего внедрения в собственную педагогическую практику. Методологическая
направленность обучения имеет своим следствием освоение студентами инструментария самостоятельного проектирования учебного процесса на основе современного научного и научнопедагогического знания. Показано принципиальное отличие этих составляющих содержания подготовки, определяемое особенностями внедренческой и проектной деятельности. Доказывается, что
методологическая направленность обучения обеспечивает более высокий уровень самостоятельности учителя в решении профессиональных задач и является основой для проявления творчества в
педагогической деятельности. В связи с этим рассматривается структура методологии педагогики.
Отмечается наличие в ней двух составляющих: методологии педагогического исследования и методологии педагогической практики. При обучении будущих учителей в педагогическом вузе вопросы
методологии педагогического исследования являются обязательными для изучения. Освоение этой
методологии связывается с выполнением студентами курсовых и выпускных квалификационных
работ. При этом основам методологии педагогической практики как инструменту ее проектирования (обновления, преобразования) не уделяется достаточного внимания. В статье обосновывается
необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей в этом направлении. Обучение
должно быть связано с преподаванием дисциплин методического цикла. Ставится задача определения содержания методологической подготовки студентов в области проектирования педагогической практики и разработки обобщенных ориентиров (методологических регулятивов) проектной
деятельности по предмету для ее разных видов. Приведены примеры методологических регулятивов проектной деятельности. Демонстрируется их потенциал, раскрывающий широкий спектр
направлений проектирования учебного процесса. Комплексы таких регулятивов определяют общее
содержание и логику проектной работы студентов для различных видов учебной практики. Овладение основами методологии педагогической практики имеет своим следствием формирование у
студентов профессиональной методологической компетенции и обеспечивает осознание будущими
учителями единства педагогической практики и педагогической науки
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; педагогическая деятельность; методология педагогики; методология педагогической практики; педагогическая практика; методологические регулятивы; проектирование учебного процесса;
профессиональные компетенции; методологические компетенции
Abstract: The article deals with the problem of preparing future teachers for independent design of the
educational process. A comparative analysis of methodological and methodological approaches to the formation of its content is carried out. The methodical orientation of teaching is interpreted as the study and mastery of specific teaching methods and technologies by students with a view to their subsequent implementation into their own pedagogical practice. The methodological orientation of the training has the consequence of mastering the tools of independent design of the educational process based on modern scientific and scientific-pedagogical knowledge. The fundamental difference between these components of the
training content is shown, determined by the peculiarities of the practice of introducing well-known teaching
methods and organizing independent creative project activities. It is proved that the methodological orientation of training provides a higher level of teacher independence in solving professional tasks and is the
basis for creativity in teaching activities. In this regard, the structure of the methodology of pedagogy is considered. It is noted that it has two components: the methodology of pedagogical research and the methodology of pedagogical practice. When teaching future teachers at a pedagogical university, questions of the
methodology of pedagogical research are mandatory for study. Mastering this technique is associated with
students completing coursework and final qualification projects. At the same time, the fundamentals of the
methodology of pedagogical practice as a tool for its designing (updating, transforming) do not receive
enough attention. The article justifies the need for targeted preparation of future teachers in this area.
Training should be related to teaching subjects of the methodological cycle. The task is set to determine the
content of methodological training for students in the field of designing pedagogical practice and developing
generalized guidelines (methodological regulations) for different types project activities of subject. Examples of methodological regulations of project activities are provided. Their potential is demonstrated, revealing a wide range of areas of educational process design. Complexes of such regulations determine the
general content and logic of students’ project work for various types of educational practice. Mastering the
basics of the methodology of pedagogical practice results in the formation of professional methodological
competence among students and ensures that future teachers understand the unity of pedagogical practice
and pedagogical science
Key words: higher education institutions; student teachers; training of future teachers; pedagogical activity; methodology of pedagogy; methodology of teaching practice; teaching practice; methodological
regulations; design of the educational process; professional competencies; methodological competencies
Для цитирования:
Оспенникова, Е. В. Методология педагогической практики как объект изучения и инструмент профессиональной деятельности будущего учителя / Е. В. Оспенникова,
Д. А. Антонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 122-132.
For citation
Ospennikova, E. V., Аntonova, D. A. (2024). Methodology of Pedagogical Practice as an
Object of Study and a Tool for the Professional a Future Teacher’s Activity // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 122-132.