Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях ведущей тенденции инклюзии в образовании важно развивать качества логопедов как субъектов инклюзивного образования, в связи с этим встает вопрос: какие необходимы профессионально важные качества логопеда с учетом его позиции как специалиста гуманистической направленности и ведущего субъекта инклюзивного образования? Цель исследования – изучение представлений студентов-первокурсников о профессионально важных качествах, являющихся основой для формирования позиции логопеда как субъекта инклюзивного образования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы, нормативных документов, восхождение от абстрактного к конкретному, системный анализ, опрос, качественный анализ полученных результатов исследования. Методологическая основа: личностнодеятельностный и аксиологический подходы. Научная новизна исследования заключается в выделении профессионально важных личностных качеств логопеда как субъекта инклюзивного образования и подразделении их на четыре типа регуляторов коррекционно-педагогической и методической деятельности; в изучении представлений студентов-первокурсников о профессионально важных качествах логопеда как субъекта инклюзивного образования. Практическая значимость исследования состоит в разработке опросника изучения профессионально важных качеств логопеда как субъекта инклюзивного образования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в определении четырех типов регуляторов коррекционно-педагогической деятельности логопеда, отражающих направленность личности логопеда как субъекта инклюзивного образования: когнитивных, коммуникативных, волевых, гуманистических. Сделан вывод, что студенты-логопеды первого года обучения уже обладают профессиональной гуманистической направленностью и выражают готовность к практической деятельности. Имеется ряд когнитивных, коммуникативных, волевых качеств, на важность которых следует обращать особое внимание в процессе первичной профессионализации
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-первокурсники; подготовка логопедов; логопедия; логопеды; логопедическая деятельность; представления студентов; профессиональные качества; субъекты инклюзивного образования; инклюзивное образование
Abstract: In the context of the leading trend of inclusion in education, it is important to develop the qualities of speech therapists as subjects of inclusive education. Therefore, the question arises: what are the professionally important qualities of a speech therapist, taking into account his position as a specialist in humanistic orientation and a leading subject of inclusive education? The purpose of the study is to study the ideas of first-year students about the professionally important qualities of a speech therapist, which form the basis for the formation of his position as a subject of inclusive education. Theoretical and empirical methods are used in the work: analysis of scientific literature, normative documents, ascent from the abstract to the concrete, system analysis, survey, qualitative analysis of the obtained research results. Methodological basis: personal-activity and axiological approaches. The scientific novelty of the research lies in the highlighting of professionally important personal qualities of a speech therapist as a subject of inclusive education and their division into four types of regulators of correctional, pedagogical and methodological activities; in the study of first-year students’ ideas about professionally important qualities of a speech therapist as a subject of inclusive education. The practical significance of the study consists in the development of a questionnaire for the study of professionally important qualities of a speech therapist as a subject of inclusive education. The theoretical significance of the research results lies in the definition of four types of regulators of correctional and pedagogical activity of a speech therapist, reflecting the orientation of the personality of a speech therapist as a subject of inclusive education: cognitive, communicative, volitional, humanistic. It is concluded that 1st year speech therapy students already have a professional humanistic orientation and express their willingness to practice. There are a number of cognitive, communicative, volitional qualities, the importance of which should be paid special attention to in the process of primary professionalization
Key words: higher education institutions; first-year students; training of speech therapists; speech therapy; speech therapists; speech therapy activities; student submissions; professional quality; subjects of inclusive education; inclusive education

Для цитирования:

Стерхова, А. А. Профессионально важные качества логопеда как субъекта инклюзивного образования в представлениях студентов-первокурсников / А. А. Стерхова, Н. Н. Малярчук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 112-121.

For citation

Sterkhova, A. A., Malyarchuk, N. N. (2024). Professionally Important Qualities of a Speech Therapist as a Subject of Inclusive Education in the Ideas of 1st Year Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 112-121.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.