Вам может быть интересно:
Архив журнала
Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма
- 527
- Рубрика: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью представленной статьи является выявление связи эмоционального благополучия ребенка в контексте стиля его воспитания в семье. Детско-родительские отношения рассматриваются как основа формирования отношения ребенка к социальному и материальному миру. В статье приводится соотношение различных стилей семейного воспитания и особенностей отношения детей к чужой и своей собственности. В качестве методов эмпирического исследования использовались регрессионный анализ, а также психологическая диагностика детей младшего школьного возраста (8-9 лет, n=228) с применением методики диагностики эмоционального благополучия ребенка «Домики» (О. А. Орехова) и методики изучения самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. В качестве экспертов для оценки проявлений вандальных элементов в поведении ребенка привлекались родители (228 человек), у которых диагностировалась специфика актуальных детско-родительских отношений по методике «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). Основным результатом выступило описание взаимосвязи готовности ребенка к вандальному поведению через маркеры «склонность к разрушению предметов», «предпочтение чужих вещей» и «стремление к новизне» со спецификой установившихся в семье детско-родительских отношений. Обнаружено, что определенные стили родительского воспитания (отсутствие кооперации с ребенком, высокая склонность к симбиозу с ним) могут способствовать выбору ребенком специфических деструктивных стратегий взаимодействия с объектами материальной среды.
Ключевые слова: Эмоциональное благополучие; младший школьный возраст; вандальное поведение; стили семейного воспитания.
Для цитирования:
Воробьева, И. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 138-144.