Архив журнала
Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте
- 360
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждается значение периода вхождения в родительство в развитии взрослого человека. Вхождение в родительство открывается важнейшим событием в жизни человека – рождением ребенка – и начинается с того момента, когда взрослый человек принимает на себя задачу самоопределения в новых условиях. Анализ содержания происходящих в этот период изменений ведется с позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского. Освоение социальной позиции родителя представляется как особая социальная ситуация развития, в рамках которой родительская сфера деятельности приобретает особый развивающий потенциал. Становление внутренней позиции родителя как осознанного, принимающего отношения к родительским функциям, предписанным социальной позицией, и особому положению посредника, организатора и помощника в системе детско-родительских отношений открывает путь к преобразованию структуры личности и самосознания взрослого человека. Обсуждаемое в работе триединство осваиваемой социальной ситуации (становящейся ситуацией развития), деятельности (обретающей развивающий потенциал при условии осуществления в новой позиции), новообразований, глубоко преобразующих человека, ставшего родителем, позволяет говорить о принадлежности изучаемого феномена к возрастно-психологическому развитию.
Ключевые слова: Вхождение в родительство; задача развития; социальная позиция; новообразования личности.
Для цитирования:
Захарова, Е. И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте / Е. И. Захарова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 151-156.