Архив журнала
Функции семьи в психологических напряжениях современного общества
- 394
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Обострение политических и психологических напряжений в современном обществе открывает новые перспективы понимания роли семьи в развитии социальных процессов и формировании личности. Говоря о функциях семьи, мы должны видеть большое разнообразие типов семей, играющих разную роль в развитии личности и организации общества. С одной стороны, сохранны семейные системы, объединяющие сотни и тысячи родственников, составляющие основу организации этнических систем. Здесь функционируют богатые традиции организации личностных взаимодействий и воспитания. В таких семьях на личность возлагаются минимальные функции по организации деятельности, жизнь поколений регламентируется ежедневными ритуалами. С другой стороны, мы имеем локальные нуклеарные семьи, продукт столетних реформаций и разрушений родовых кланов, где на крайнем полюсе функционируют квазисемейные образования, объединяющие людей временными сексуальными связями, создаются однополые браки, функционируют «семьи выходного дня» или группы, объединяющие сети сексуальных партнеров. Если для радетелей морали подобные образования становятся объектом агрессии и осуждения, для психологов важен вопрос о психологических причинах возникновения таких семей, о влиянии разных типов семьи на формирование личности. Взаимодействие различных типов социальных систем, имеющих разные культурно-исторические основы своей организации, создает в современном мире особые психологические напряжения, определяющие специфические условия формирования личности. В статье изложены результаты исследований развития субъектных качеств личности в разных типах современной семьи. Основным условием формирования субъектных качеств личности выступают субъектные функции ребенка в семье.
Ключевые слова: Личность; семья; формирование; субъектные функции; психологические напряжения.
Для цитирования:
Шабельников, В. К. Функции семьи в психологических напряжениях современного общества / В. К. Шабельников // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 167-171.