Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей психологической сепарации и индивидуации студентов в отношениях с отцом. Актуальность выбранной темы подтверждается, с одной стороны, объективной сложностью процесса взросления современных юношей и девушек в условиях неопределенности в экономической, социальной, политической сферах российского общества, с другой стороны – неоднозначной оценкой в психологии семейных отношений роли отца в современной российской семье. В исследовании принял участие 291 студент вузов и ссузов разных городов России. Опрошенные юноши и девушки в среднем достаточно сильно нуждаются в эмоциональной поддержке, одобрении со стороны отца, его включенности в их жизнь. Отмечается общность когнитивной сферы сыновей/дочерей и отцов. В ситуациях принятия ответственных решений, осуществления значимого выбора студенты чаще опираются на себя, реже обращаются за советом к отцу. При возникающих разногласиях во взглядах в отношениях с отцом юноши и девушки редко переживают амбивалентные или негативные чувства (чувство вины, стыда, гнева или тревоги). Индивидуация, процесс выработки своей уникальности у студентов в отношениях с отцом проходят достаточно гармонично, т. е. несмотря на то, что студенты все чаще следуют своим интересам, они по-прежнему находятся в эмоционально близких, доверительных отношениях с отцом. В целом, позиция отцов в восприятии обследованных студентов является конструктивной и поддерживающей взросление испытуемых. Обсуждаются выявленные гендерные, кросс-культурные и межрегиональные различия сепарации и индивидуации студентов в отношениях с отцом.
Ключевые слова: Психологическая сепарация; индивидуация; юношеский возраст; отец.

Для цитирования:

Дзукаева, В. П. Трансформация отношений с отцом на этапе юношеского возраста / В. П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №11. – С. 145-150.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.