Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-07-07
Аннотация: В статье освещается проблема развития музыкального мышления, обусловленная потребностями практики и приоритетными направлениями государственной образовательной политики. Цель статьи: охарактеризовать комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения. Методология исследования: теоретические положения культурно-исторической психологии о значении деятельности в развитии высших психических функций; основные положения музыкознания и психологии музыкальной деятельности об отражении в сознании музыкального образа; положения интонационного и полихудожественного подхода в педагогике музыкального образования, а также соответствующие им методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение педагогического опыта, сравнение, обобщение. Рассмотрено содержание музыкального мышления с позиций музыковедческого и педагогического подходов; выявлен комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения: на подготовительном этапе (методы активизации познавательного интереса, беседы, диалога); на действенно-практическом этапе (методы эмпатии, рефлексии, беседы, диалога, наблюдения за музыкой); на итоговом этапе (анализ, размышление о музыке, пластическое моделирование); на рефлексивном этапе (сравнение, аналогия, методы воображения и создания художественного контекста). Разработана методика обучения по дисциплине «Слушание музыки», обеспечивающая единство восприятия музыки, мышления и воображения, для учащихся младшего школьного возраста детских школ искусств. Методика включает этапы: 1) подготовительный, мотивирующий учащихся на восприятие музыки; 2) действенно-практический, связанный с процессом «погружения-переживания» музыки; 3) итоговый, заключающийся в осмысление средств музыкальной выразительности и авторского замысла в целом; 4) рефлексивный, выявляющий личностную значимость (смысл) произведения. Практическая значимость реализована в разработке комплекса методов, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения; полученные данные могут быть использованы в художественном образовании, в курсе музыкальной психологии для студентов средних и высших учебных заведений.
Ключевые слова: Музыкальное мышление; музыкальное искусство; младшие школьники; детские школы искусств; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования.

Для цитирования:

Тихонова, Е. В. Развитие музыкального мышления у младших школьников в процессе обучения в детских школах искусств / Е. В. Тихонова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №7. – С. 51-57. DOI 10.26170/po19-07-07.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.