Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-08-16
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании Российской Федерации, в том числе дошкольном, осуществляется кардинальное реформирование, вводятся новые образовательные и профессиональные стандарты. Это приводит к необходимости серьезных изменений на уровне осуществления профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Все это требует выявления детерминант, вызывающих негативные тенденции в образовательном пространстве ДОУ, для их локализации, преодоления и своевременной профилактики. Целью исследования стало выявление специфики профессиональной самореализации педагогических работников ДОУ, определение психологических ресурсов, обеспечивающих ее разные уровни сформированности. Методология и методы исследования: исследование опиралось на синергетический, деятельностный и компетентностный подходы. Использовались методы: констатирующий психолого-педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало 73 педагогических работника ДОУ: педагоги (воспитатель) и педагоги-психологи (психолог в сфере образования). Анализ исследований (в том числе и зарубежных) по рассматриваемой проблеме. Опираясь на современные исследования, в частности, Ф. У. Базаевой, Е. Л. Афанасенковой, мы рассматриваем содержание понятия профессиональная самореализация, а также его специфику в контексте образовательного пространства. Она заключается в профессиональной интеграции и самоинтеграции педагога через свою деятельность. Е. В. Немолот конкретизирует особенности самореализации уже педагога-психолога, для которой характерна реализация личностных ценностей специалиста через профессиональную деятельность полезным для социума результатом. В. Е. Клочко отмечает, что процесс самореализации в различных сферах деятельности в первую очередь определяется его мотивационным компонентом. В западной психологии «самореализация» рассматривается через систему схожих терминов: «самоактуализация» (А. Маслоу), «самоопределение» (Э. Эриксон), «самопознание» (К. Ясперс) и т. п. Данные подходы, по нашему мнению, позволяют наиболее полно раскрыть сущность содержания процесса профессиональной самореализации. Материалы проведенного исследования. В результате проведенного исследования мы выявили общие особенности профессиональной самореализации педагогических работников вне зависимости от опыта их работы и специализации: средний уровень развития социально-корпоративных установок; высокая экстернальность; низкий уровень социоцентрической мотивации; устойчивая тенденция к деструктивному поведению в деятельности как показатель профессионального выгорания. В то же время были определены значимые различия в уровнях профессиональной самореализации, которые зависят от профессиональной направленности специалиста ДОУ в деятельности: воспитатель – педагог-психолог. Для большинства воспитателей характерна непродуктивная самореализация (иррациональный уровень), а для психологов сферы образования – продуктивная самореализация (адаптивный и гармоничный уровни). Объясняется это бóльшей консервативностью профессии воспитатель (чем педагог-психолог) и поисково-исследовательским характером содержания деятельности психолога образования. Исследование позволило выявить и особенности психологических ресурсов педагогических работников ДОУ в деятельности (воспитателя – педагога-психолога). Выводы исследования. Пилотажное исследование позволило установить. Во-первых, наличие схожих закономерностей в содержании профессиональной самореализации воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, но при этом установлены и особенности, характерные для каждой из данных профессий. Во-вторых, были выявлены психологические ресурсы, которые в первую очередь влияют на процесс профессиональной самореализации и уровень ее сформированности как у воспитателей, так и у психологов образования. Материалы статьи могут быть полезны для руководителей и методистов ДОУ: для повышения эффективности профессиональной самореализации специалистов ДОУ, совершенствования методического сопровождения педагогических работников в них, для улучшения качества предоставляемых образовательных услуг ДОУ в целом.
Ключевые слова: Саморазвитие личности; самореализация личности; профессиональная самореализация; профессиональное саморазвитие; психологические ресурсы; воспитатели; педагоги-психологи; дошкольные образовательные учреждения.

Для цитирования:

Афанасенкова, Е. Л. Особенности содержания профессиональной самореализации воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений / Е. Л. Афанасенкова, Ю. А. Ведяшкина // Педагогическое образование в России. – 2019. – №8. – С. 124-133. DOI 10.26170/po19-08-16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.