Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-09-21
Аннотация: В современном обществе наблюдается смешение социальных ролей мужчины и женщины в различных сферах жизни. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что данные тенденции обусловлены отсутствием гендерного подхода к воспитанию на всех ступенях образования, в том числе и в семейной системе. Гендерная стратегия РФ предполагает инновационные изменения на всех уровнях системы образования. Современная трансформация социальных, профессиональных отношений, пересмотр традиционных устоев общества, семейных ценностей оказывают влияние на формирование устойчивой гендерной социализации либо диффузной гендерной позиции. В работе рассматриваются педагогические и социальные факторы, которые влияют на формирование неадаптированных форм гендерной идентичности, а также факторы, детерминирующие определенные типы гендерной идентичности в юношеском возрасте. Основной целью работы стало выявление психологических особенностей проявления различных типов гендерной идентичности в юношеском возрасте в семьях, имеющих разную гендерную представленность. В теоретическом аспекте проанализированы подходы к изучению структурных компонентов гендерной идентичности: структурный; историко-эволюционный; гендерный; концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности; концепции возрастного и социально-личностного развития. Основными методами выступили теоретические, эмпирические (наблюдение, беседа, контент-анализ, психодиагностические), методы математико-статистического анализа. Психодиагностический инструментарий позволил определить структурно-типологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте. Научная новизна состоит в том, что совокупность представленных результатов содержит решение проблемы: гендерная представленность семейной системы детерминирует типы гендерной идентичности и формирует специфические особенности гендерно-ролевого поведения в юношеском возрасте. Теоретическая значимость заключается в том, что в работе определены компоненты гендерной идентичности (эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий, личностный) и их психологическое содержание; выявлены факторы, обусловливающие психологические особенности развития гендерной идентичности. Практическая значимость работы заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в практике образовательных организаций. Основными выводами исследования являются следующие: гендерно-ролевое поведение членов семьи, особенности внутрисемейной системы и межличностных отношений формируют специфические типы гендерной идентичности в мужской и женской группах. Сформированный тип гендерной идентичности оказывает влияние на гендерно-ролевое поведение в социуме, что может стать причиной нарушений взаимодействия личности с окружающими. Внедрение в образовательный процесс учебных и образовательных программ гендерной направленности позволит корректировать последствия влияния семейного воспитания на тип гендерной идентичности.
Ключевые слова: Гендерная идентичность; гендер; индивидуально-психологические характеристики; юноши; типы гендерной идентичности; семейное воспитание.

Для цитирования:

Курочкина, И. А. Гендерная идентичность личности в контексте семейной системы / И. А. Курочкина, В. В. Пузырев // Педагогическое образование в России. – 2019. – №9. – С. 157-162. DOI 10.26170/po19-09-21.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.