Архив журнала
Профессиональная подготовка регентов на Урале (на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии)
- 546
- Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии раскрывается проблема профессиональной подготовки регентов на Урале. Авторами рассматривается русская православная музыка, особенности ее структуры и исполнения с позиции регентской деятельности, которые определяются ее исполнением «a capella», особой звуковой эстетикой, связанной со спецификой церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение, ориентацией на церковно-певческую традицию в определении темпа, размера произведений, динамических оттенков и т.д. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о специфике регентского образования (наиболее важной стороной которого является умение исполнять образцы православного богослужебного пения, сохраняя стиль церковно-певческой традиции) и требований к профессиональной подготовке регента, которые зависят от структуры и содержания учебного процесса образовательного учреждения (дисциплины учебного плана), особенностей его базового музыкального репертуара и комплекса применяемых общепедагогических методов и методов педагогики музыкального образования. Авторами статьи проанализированы документы, регламентирующие содержание образовательной программы (учебный план, рабочие программы дисциплин) в Екатеринбургской духовной семинарии, выявлены методы, необходимые для эффективного обучения будущих регентов. Раскрывается содержание музыкально-теоретического, дирижерско-хорового, церковно-певческого и церковно-исторического, литургического (богословского), педагогического и вариативного модулей учебного плана, по которому ведется обучение будущих регентов – руководителей церковных хоров. Авторы приходят к выводу о том, что образовательный процесс регентских школ способствует всестороннему погружению обучающихся в образцы русской православной музыки. Эффект погружения достигается, во-первых, благодаря тому что содержание дисциплин учебных модулей (в том числе, дисциплин «не музыкального», литургического модуля) ориентировано на изучение различных областей русской православной музыки, во-вторых, широкому применению метода междисциплинарного взаимодействия различных предметов.
Ключевые слова: Русская православная музыка; регенты; регентские школы; образовательная деятельность; духовные семинарии; подготовка регентов.
Для цитирования:
Кашина, Н. И. Профессиональная подготовка регентов на Урале (на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии) / Н. И. Кашина, В. Р. Кривенко // Педагогическое образование в России. – 2018. – №6. – С. 56-61.