Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-15
Аннотация: В статье исследуется актуальная проблема выбора детьми младшего школьного возраста произведений для чтения. Обосновывается необходимость детального изучения репертуара чтения на ступени начального образования в условиях кризиса читательской культуры в современном обществе. Обсуждаются результаты проективной беседы с обучающимися 1-4-х классов общеобразовательных школ с последующим анализом, синтезом и фактологическим обобщением общего массива полученных данных по вопросам, направленным на выявление читательских приоритетов детей. Главная цель исследования – выявить, характерна ли деформация репертуара чтения для современных детей младшего школьного возраста. Цель достигается посредством ответа на ряд вопросов: какую литературу читают младшие школьники, интересны ли им произведения, с которыми они знакомятся по программе, читают ли они что-то помимо обязательного минимума, какова тематика книг, которые им нравятся, какие герои им нравятся, откуда они узнали об этом герое и какие качества характера героя им импонируют, способствует ли литература, которую выбирают дети для самостоятельного чтения, их духовно-нравственному и эстетическому развитию. В ходе исследования установлено, что репертуар чтения детей младшего школьного возраста фрагментирован, в нем встречаются произведения на самые разные темы. Любимыми жанрами детей являются волшебная сказка, рассказ о животных, приключенческая литература, фантастика и фэнтези, юмористический рассказ. Доля самостоятельного чтения оказывается меньше, чем программного. Деформация круга чтения происходит к четвертому классу и проявляется в слабо выраженной потребности в «серьезном» чтении, увлечении развлекательным чтением, отдалении от поэзии, низкой читательской самостоятельности, влиянии на выбор книг для чтения медиасреды и визуальной культуры. Гендерные различия в предпочтениях детей отмечаются в каждой возрастной группе.
Ключевые слова: Детское чтение; читательские предпочтения; круг чтения; дети младшего школьного возраста.

Для цитирования:

Томилова, С. Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 127-134. DOI 10.26170/po20-02-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.