Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-04-19
Аннотация: В статье анализируются социально-психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально-психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом – стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико-методологический анализ научной литературы, логико-смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуальноориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.
Ключевые слова: Поздняя зрелость; конфликтующие реальности; конфликтные ситуации; самореализация личности; стратегии самоактуализации; прогнозирование будущего.

Для цитирования:

Зеер, Э. Ф. Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в жизнедеятельности людей в возрасте поздней зрелости / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Т. Д. Буковей // Педагогическое образование в России. – 2020. – №4. – С. 152-161. DOI 10.26170/po20-04-19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.