Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-04-08
Аннотация: Формирование новых образовательных результатов невозможно в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, форм и средств обучения. Повсеместное внедрение средств компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности заставляет искать новые формы организации учебного процесса. Одной из форм модернизации образовательной деятельности в классе является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС). В педагогической литературе достаточно много примеров формирования и использования таких сред, и уже это множество наводит на мысль, что не существует универсальной ИОС. Как и сама личность учителя информационно-образовательная среда должна соответствовать задачам обучения, с одной стороны, а также возможностям и наклонностям конкретных учащихся, с другой. Поэтому образовательная практика порождает необходимость рассмотрения аспектов внедрения ИОС в учебный процесс. В контексте сказанного в статье изложены теория и практика проектирования информационно-образовательной среды учителя. Предложена проект-программа формирования личной ИОС педагога. Рассматривается проблема когнитивного диссонанса обучающихся. На основе анализа литературных источников, нормативных документов, обобщения результатов исследований предложены варианты наполнения содержательно-деятельностных компонентов технологии формирования информационно-образовательной среды, приводится структура, уровни, функции ИОС, установлены этапы проектирования информационно-образовательной среды учителя. Теоретическая значимость результатов заключается в анализе структуры информационно-образовательной среды, обусловлена педагогическая целесообразность и дидактическая значимость создания личной информационно-образовательной среды учителя. Практическая значимость заключается в разработке проект-программы по проектированию информационно-образовательной среды учителя. Сформулированы выводы о целесообразности разработки ИОС учителя, направленной на устранение когнитивного диссонанса обучающихся. Созданы предпосылки для изменения организации учебного процесса в школе.
Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии; информационно-образовательная среда; когнитивный диссонанс; информатизация образования; учебный процесс; учителя; общеобразовательные учебные заведения; модернизация школьного образования.

Для цитирования:

Блинова, Т. Л. Информационно-образовательная среда учителя / Т. Л. Блинова, К. Ю. Наймушина // Педагогическое образование в России. – 2020. – №4. – С. 65-74. DOI 10.26170/po20-04-08.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.