Рубрика: УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-06
Аннотация: Цель – разработать концептуальные теоретические положения, отражающие содержание понятия профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, профессиональной эффективности и качества его деятельности, определить организационные условия их повышения. Методология и методика исследования. Научно-теоретической основой разработки концептуальных теоретических положений явился компетентностно-деятельностный подход. Научно-методологической основой достижения поставленных целей является методология проектирования и актуализации организационных образовательных систем. Результаты. Дано определение современного понимания сущностных характеристик преподавателя высшей школы, предложена структура его профессиональной компетентности, уровень развития компонентов которой определяет профессиональную эффективность его деятельности. Представлены качества, отражающие лидерский потенциал преподавателя и его гражданственность, определены уровни профессиональной эрудиции и организационных педагогических умений. Разработаны показатели качества деятельности преподавателя в контексте образовательных потребностей обучающихся, профессиональных потребностей выпускников и работодателей и потребностей развития образовательной организации. Определены организационные условия развития профессиональной компетентности преподавателя, обеспечивающей повышение профессиональной эффективности и качества его деятельности. Научная новизна. Дана авторская трактовка понятия «преподаватель высшей школы», определена структура его профессиональной компетентности. Определены диагностические признаки и уровни проявления профессиональной эрудиции преподавателя и организаторских педагогических умений. Определены показатели качества деятельности преподавателя высшей школы. Обоснован комплекс организационных условий повышения профессиональной эффективности и качества деятельности преподавателя высшей школы. Практическая значимость. Представленные концептуальные положения могут быть использованы в качестве научно-методологической основы разработки образовательных программ в области педагогической подготовки аспирантов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. На основе полученных результатов может быть разработан образовательный мониторинг профессионального развития преподавателей высшей школы как технология повышения профессиональной эффективности и качества их деятельности.
Ключевые слова: Преподаватели; высшие учебные заведения; структура профессиональной компетентности; профессиональная компетентность; профессиональная эффективность; профессиональная деятельность; качество деятельности; организационные условия; профессиональное развитие.

Для цитирования:

Горб, В. Г. Профессиональная эффективность и качество деятельности преподавателя высшей школы / В. Г. Горб // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 53-68. DOI 10.26170/po20-06-06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.