Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_18
Аннотация: Значительный интерес в научной сфере вызывает проблема ценностного отношения к семье, так как семья сегодня – базовая национальная ценность. Это находит отражение в политике государства и молодежных инициативах (проектах). Ценностное отношение, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается как ключевой компонент в структуре личности, связанный с развитием самосознания, осознанием положения собственного «Я» в системе общественных отношений, по степени сформированности которого можно судить об уровне личностного развития студента. Основываясь на результатах теоретического анализа, авторы обозначают и психологические особенности студенческого возраста, ключевые потребности, характерные для этого периода: появление стремления к созданию устойчивых отношений с противоположным полом, актуализация значимости брачно-семейных взаимоотношений. Однако современные тенденции, направленные на разрушение традиционного института семьи, как отмечают авторы в статье, могут негативно сказываться на ценностном отношении студентов к ней. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к семье у студентов. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование, сочинение и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе описаны результаты констатирующего этапа исследования, позволяющие судить об актуальном состоянии ценностного отношения к семье: 1) студенты наделяют семью психотерапевтической функцией и функцией эмоциональной поддержки; 2) семейная жизнь для них не является приоритетной сферой; 3) представление о семье, браке, ролевых взаимодействиях и семейных ценностях искажено; 4) установка на личную автономию, независимость от будущего супруга (партнера). Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением студентов на этапе создания семьи.
Ключевые слова: студенческие семьи; студенты; ценностные отношения; семейные отношения; психология семьи
Abstract: Significant interest in the scientific field is caused by the problem of the value attitude to the family, since the family today is the basic national value. This is reflected in the state policy and youth initiatives (projects). The value attitude, as the authors of the article emphasize, is considered as a key component in the personality structure associated with the development of self-awareness, awareness of the position of one’s self in the system of social relations, by the degree of formation of which one can judge the level of personal development of a student. Based on the results of theoretical analysis, the authors also identify the psychological features of the student age, the key needs characteristic of this period: the emergence of a desire to create stable relationships with the opposite sex, the actualization of the importance of marital and family relationships. However, modern trends aimed at destroying the traditional institution of the family, as the authors note in the article, can negatively affect the value attitude of students to it. The purpose of the study is to identify the current state of value attitude to the family among students. The main research methods used were survey, testing, essay and descriptive statistics as a method of visualizing quantitative research results. The paper describes the results of the ascertaining stage of the study, which allow us to judge the current state of the value attitude to the family: 1) students endow the family with a psychotherapeutic function and an emotional support function; 2) family life is not a priority area for them; 3) the idea of family, marriage, role interactions and family values is distorted; 4) the attitude towards personal autonomy, independence from the future spouse (partner). The results of the study can be used in the practical activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of students at the stage of family creation.
Key words: student families; students; value relationships; family relationships; family psychology

Для цитирования:

Халикова, Г. А. Актуальное состояние ценностного отношения к семье у студентов / Г. А. Халикова, Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 157-164. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_18.

For citation

Khalikova, G. A., Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2022). The Current State of Value Attitude to Family among Students // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 157-164. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_18.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.