Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_19
Аннотация: В статье обсуждаются проблемы изменения в ценностно-смысловом поле современного общества, обусловленные кризисным состоянием социального и экономического контекста жизнеустройства. В большей степени трансформация ценностных образований затрагивает старший подростковый возраст как сензитивный для развития ценностно-смысловой сферы личности. Несомненно, эти трансформации затрагивают и ведущую деятельность возраста – учебно-профессиональную как деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Целью статьи является анализ взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональной направленностью личности старших подростков. Методологическим основанием исследования послужили теория М. Рокича о дифференциации терминальных и инструментальных ценностей и концепция Е. А. Климова о выявлении сферы будущей профессиональной деятельности человека в зависимости от его индивидуальных возможностей. Результаты исследования показали связь ценностных ориентаций старших подростков с определенными типами профессиональной направленности, которые согласуются с требованиями предпочитаемых ими профессиональных сфер. Новизна исследования заключается в том, что были выявлены взаимосвязи между терминальными, инструментальными ценностями и определенными профессиональными предпочтениями старших подростков. Это может послужить основой для решения прикладной задачи исследования: разработки программы профессиональной ориентации старшеклассников в зависимости от доминирующих ценностей учащихся. Было выявлено, что для старших подростков с профессиональной направленностью «человек – художественный образ» большое значение имеет ценностное переживание красоты природы и искусства. Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек – человек» ценят качество межличностного общения. Работа в таких профессиях редко приносит высокий доход, и ребята понимают это, что подтверждается отрицанием ими цели «материально обеспеченная жизнь». Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек – знаковая система» ценят эффективность в деятельности. Учащиеся с профессиональной направленностью «человек – природа» и «человек – техника» не имеют выраженных ценностных ориентаций.
Ключевые слова: ценностные ориентации; профессиональная направленность; профессиональная ориентация; профориентация подростков; профессиональное самоопределение; выбор профессии; старшие подростки
Abstract: The article discusses the problems of changes in the value-semantic field of modern society, caused by the crisis state of the social and economic context of life. To a greater extent, the transformation of value formations affects older adolescence, as it is sensitive for the development of the value-semantic sphere of the individual. Undoubtedly, these transformations also affect the leading activity of the age – educational and professional as an activity to master the system of scientific concepts in the context of preliminary professional self-determination. The purpose of the article is to analyze the relationship between value orientations and professional orientation of the personality of older adolescents. The methodological basis of the study was the theory of M. Rokeach about the differentiation of terminal and instrumental values, and the concept of E. A. Klimov on the identification of the sphere of future professional activity of a person, depending on his individual capabilities. The results of the study showed a connection between the value orientations of older adolescents with certain types of professional orientation, which are consistent with the requirements of their preferred professional spheres. The novelty of the study lies in the fact that the relationships were revealed between terminal, instrumental values and certain professional preferences of older adolescents. This can serve as a basis for solving an applied research problem: developing a vocational guidance program for high school students, depending on the dominant values of students. It was revealed that for older adolescents with a professional orientation “person – artistic image”, the value experience of the beauty of nature and art is of great importance. Older adolescents with a person-to-person professional orientation value the quality of interpersonal communication. Working in such professions rarely brings a high income, and the guys understand this, which is confirmed by their denial of the goal of “materially secure life”. Older adolescents with a professional orientation “person – sign system” value efficiency in their activities. Students with a professional orientation “man – nature” and “man – technology” do not have pronounced value orientations.
Key words: value orientations; professional orientation; professional orientation; vocational guidance for adolescents; professional self-determination; choice of profession; older teenagers

Для цитирования:

Холодкова, О. Г. Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности старших подростков / О. Г. Холодкова, М. Д. Полякова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 165-172. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_19.

For citation

Kholodkova, O. G., Polyakova, M. D. (2022). Value Orientations and Professional Direction of the Personality of Older Teenagers // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 165-172. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.