Рубрика: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_20
Аннотация: В последнее десятилетие XXI века система образования Российской Федерации претерпела серьезные изменения как в нормативно-правовом аспекте, так и в аспекте ее методологических обоснований. Особое внимание с позиции отмеченных аспектов в настоящее время уделяется дополнительному образованию детей дошкольного возраста, функционирование которого на современном этапе развития образовательной системы России не имеет полноценного методологического обоснования. Поэтому проблема предлагаемого научного исследования заключается в следующем: каковы методологические основы современного дополнительного образования детей дошкольного возраста в Российской Федерации? С учетом выявленной проблемы целью представленного научного исследования является определение современных методологических подходов к реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста на территории Российской Федерации и обоснование их теоретической и практической значимости для осуществления педагогической деятельности в области дополнительного образования. Опираясь на цель и проблему научного исследования, в процессе его выполнения мы использовали анализ нормативных документов и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, объединение полученных данных на основе их классификации в определенную систему, а также теоретическое обобщение полученных результатов с опорой на интегральное взаимодействие выявленных методологических подходов. Обозначенные в ходе исследования системно-деятельностный, личностно-ориентированный и средовой подходы вступают друг с другом в интегральное взаимодействие и образуют между собой «методологическое триединство». Именно оно выступает той основой, на которой осуществляется конструирование концептуальной модели современного дополнительного образования детей дошкольного возраста в Российской Федерации, и определяет тем самым методологическую сущность реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста в отечественной педагогике дополнительного образования.
Ключевые слова: дошкольники; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; личностно ориентированный подход; системно-деятельностный подход; средовой подход
Abstract: In the last decade of the XXI century, the education system of the Russian Federation has undergone serious changes both in the regulatory aspect and in the aspect of its methodological justification. Special attention from the point of view of the above-mentioned aspects is currently paid to supplementary education of preschool children, the functioning of which at the present stage of development of the educational system of Russia does not have a full-fledged methodological substantiation. Therefore, the problem of the proposed scientific research is as follows: what are the methodological foundations of modern supplementary education for preschool children in the Russian Federation? Taking into account the identified problem, the goal of the presented scientific research is to determine modern methodological approaches to the implementation of supplementary education for preschool children in the territory of the Russian Federation and substantiate their theoretical and practical significance for the implementation of pedagogical activities in the field of supplementary education. Based on the purpose and problem of scientific research, in the process of its implementation, methods of analysis of regulatory documents and scientific and pedagogical literature on the problem of research were used, the combination of the data obtained on the basis of their classification into a certain system, as well as theoretical generalization of the results obtained based on the integral interaction of the identified methodological approaches. The system-activity, personality-oriented and environmental approaches identified in the course of the study enter into integral interaction with each other and form a “methodological trinity” among themselves. It is it that acts as the basis on which the construction of a conceptual model of modern supplementary education for preschool children in the Russian Federation is carried out, and thereby determines the methodological essence of the implementation of supplementary education for preschool children in the domestic pedagogy of supplementary education.
Key words: preschoolers; additional education; institutions of additional education; personality-oriented approach; system-activity approach; environmental approach

Для цитирования:

Бушинская, Е. А. Современные подходы к дополнительному образованию детей дошкольного возраста в Российской Федерации / Е. А. Бушинская. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 173-183. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_20.

For citation

Bushinskaya, E. A. (2022). Modern Approaches to Supplementary Education of Preschool Age Children in the Russian Federation // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 173-183. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_20.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.