Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологических механизмов формирования осознанного отношения к родителям у подростков. Актуальность исследования определяется наличием противоречий между стремлением приобщения подростка к миру взрослых и отсутствием четких представлений о родителях как образцах взрослости; между необходимостью осознанного отношения подростков к родителям и отсутствием научно обоснованных методов его формирования. Теоретический анализ проблемы позволил дать определение понятия «отношение к родителям», определить его структуру, типы. В констатирующем эксперименте (N=50) были выявлены уровни компонентов отношения к родителям у подростков посредством методик: опросник «Уважение к родителям» (А. М. Коновалова), проективное сочинение «Мои родители» (А. М. Коновалова), методика ADOR «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, в адаптации Л. И. Вассермана), опросник «Определение социально-психологической дистанции (СПД)» (автор С. В. Духновский). Полученные результаты дали возможность разработать программу «Я и мои родители» и апробировать ее в экспериментальной группе (N=11). В процессе апробации были выявлены психологические механизмы формирования отношения к родителям: идентификация с родителем, рефлексия, эмпатия, сообщение информации, внушение надежды, корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы, интерперсональное влияние. Нами выявлены этапы формирующей работы: актуализация знаний подростков о себе и родителях; осознание наличия личных границ ребенка и родителей; осознание необходимости воспитательных воздействий родителями; осознание эмоционального принятия родителей, любви к родителям; выработка готовности к конструктивному взаимодействию с родителями. Контрольный эксперимент показал наличие статистически значимых сдвигов в экспериментальной группе (критерий Стьюдента). Разработанная программа может быть использована в психологической работе с подростками, имеющими неустойчивое или негативное отношение к родителям.
Ключевые слова: семейное воспитание; родители; подростки; детско-родительские отношения; психологические механизмы; формирование осознанного отношения
Abstract: The article presents the results of an experimental study. It is aimed at identifying the psychological mechanisms for the formation of a conscious attitude towards parents in adolescents. There are contradictions between the desire of a teenager to join the world of adults and the lack of knowledge about parents as models of adulthood. There is a contradiction between the need for adolescents to relate to their parents and the lack of evidence-based methods for its formation. Theoretical analysis of the problem made it possible to define the concept of “attitude towards parents”. It became possible to distinguish its structure, types. In the ascertaining experiment (N=50), the levels of the components of attitude towards parents in adolescents were revealed. We used the following methods: Questionnaire “Respect for parents” (A. M. Konovalova), projective essay “My parents” (A. M. Konovalova), ADOR method “Adolescents about parents” (author E. Shafer, adapted by L. I. Vasserman), the questionnaire “Determination of the socio-psychological distance (SPD)” (author S. V. Dukhnovsky). We have developed and tested the program “Me and my parents” in the experimental group (N=11). We have identified psychological mechanisms for the formation of attitudes towards parents: identification with a parent, reflection, empathy, communication of information, instillation of hope, recapitulation of the primary family group, interpersonal influence. We have identified the stages of formative work: the development of adolescents' knowledge about themselves and their parents; awareness of the personal boundaries of the child and parents; awareness of parenting; awareness of emotional acceptance of parents, love; development of readiness for constructive interaction with parents. The control experiment showed the presence of danimics in the experimental group (Student’s criterion). This program can be used in psychological work with teenagers who have an unstable or negative attitude towards their parents.
Key words: family education; parents; teenagers; child-parent relationship; psychological mechanisms; the formation of a conscious attitude

Для цитирования:

Шерешкова, Е. А. Формирование осознанного отношения подростков к своим родителям / Е. А. Шерешкова, Ю. В. Прокофьева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2 . – С. 151-161.

For citation

Shereshkova, E. A., Prokofieva, Yu. V. (2022). Formation of a Conscious Attitude of Adolescents Towards Their Parents // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №2 . – P. 151-161.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.