Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования и направлено на обеспечение условий для самореализации и социализации ребенка. Для успешного обучения в начальной школе выпускник дошкольной образовательной организации должен владеть основными культурными способами деятельности, должен уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Начальные математические представления, которые формируются у детей дошкольного возраста, должны служить средством познания окружающего мира, позволяющим осуществить интеграцию различных образовательных областей в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста должна быть организована педагогом и содержать все этапы исследовательской научной деятельности: постановку проблемы; целеполагание; выдвижение и проверку гипотез; анализ полученных результатов; формулировку полученных выводов. В процессе проведения исследований у детей формируются исследовательские умения. Целью данного исследования были уточнение структуры исследовательских умений детей дошкольного возраста и разработка игровых упражнений, способствующих формированию таких умений, как умение видеть проблему, искать, предлагать пути ее решения, формулировать и задавать вопросы, выдвигать и проверять гипотезы, планировать исследовательскую деятельность (мысленные эксперименты), делать выводы и умозаключения. Приведен пример организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по определению зависимости между меркой и результатом измерения величины, в процессе которой происходит формирование исследовательских умений дошкольников. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что представленные игровые упражнения могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, школ и центров развития.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; этапы исследовательской деятельности; исследовательские умения; структура исследовательских умений; игровые упражнения; старшие дошкольники; математика; начальное обучение математике; математические представления
Abstract: Preschool education is the initial stage of general education and is aimed at providing conditions for self-realization and socialization of the child. For successful education in elementary school, a graduate of a preschool educational organization must master the main cultural methods of activity, must be able to ask questions to adults and peers, be interested in cause-and-effect relationships, try to independently come up with explanations for natural phenomena and people’s actions, observe, experiment. The initial mathematical representations that are formed in preschool children should serve as a means of understanding the world around them, allowing the integration of various educational areas in research activities. The research activity of children of senior preschool age should be organized by a teacher and contain all stages of research scientific activity: problem statement; goal setting; development and testing of hypotheses; analysis of the obtained results; formulation of the findings. In the process of conducting research, children develop research skills. The purpose of this study was to clarify the structure of the research skills of preschool children and to develop game exercises that contribute to the formation of such skills as the ability to see a problem, search, suggest ways to solve it, formulate and ask questions, put forward and test hypotheses, plan research activities (thought experiments) draw conclusions and inferences. An example of the organization of research activities of children of senior preschool age is given to determine the relationship between the measure and the result of measuring the value, in the process of which the formation of research skills of preschoolers takes place. The practical significance of this study lies in the fact that the presented game exercises can be used in the practice of the work of teachers of preschool educational organizations, schools and development centers.
Key words: research activities; stages of research activity; research skills; structure of research skills; game exercises; older preschoolers; maths; elementary education in mathematics; mathematical representations

Для цитирования:

Утюмова, Е. А. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений / Е. А. Утюмова, Л. В. Воронина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 52-60.

For citation

Utyumova, E. A., Voronina, L. V. (2022). Formation of Research Skills in Children of Older Preschool Age in the Process of Development of Mathematical Representations // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 52-60.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.