Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описаны результаты исследования жизнестойкости детей подросткового возраста в сравнении с нормотипичными сверстниками как феномена, способствующего успешной адаптации и социализации. Проверялась гипотеза о наличии отличий в показателях жизнестойкости, что может быть обусловлено проявлениями дизонтогенеза. Для получения диагностических данных использовался комплекс методик: модифицированный «Тест жизнестойкости» С. Мадди; «Опросник совладания со стрессом»; опросник «Стиль саморегуляции поведения»; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка»; опросник «Шкала психологической разумности» и методы математической статистики. Представлены результаты анализа показателей жизнестойкости, которые свидетельствуют об отсутствии статистически значимых отличий при задержке психического развития и условной норме. Предполагается, что условия коррекционной среды в образовательной модели специализированной школы способствуют оптимальной компенсации личностной дефицитарности к подростковому возрасту при задержке психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; подростки; личность подростка; жизнестойкость
Abstract: The article describes the results of a study of the resilience of adolescent children in comparison with normotypical peers as a phenomenon that contributes to successful adaptation and socialization. The hypothesis about the presence of differences in hardiness indicators was tested, which may be due to manifestations of dysontogenesis. To obtain diagnostic data, a set of techniques was used: a modified “Resilience Test” by S. Maddy; “Stress Coping Questionnaire”; questionnaire “Style of self-regulation of behavior”; five-factor personality questionnaire “Big Five”; questionnaire “Scale of psychological intelligence” and methods of mathematical statistics. The results of the analysis of hardiness indicators are presented, which indicate the absence of statistically significant differences in mental retardation and conditional norm. It is assumed that the conditions of the correctional environment in the educational model of a specialized school contribute to the optimal compensation of personal deficits by adolescence with mental retardation.
Key words: impaired mental function; children with mental retardation; teenagers; adolescent personality; resilience

Для цитирования:

Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с задержкой психического развития / Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова, Ю. С. Литвинова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 208-215.

For citation

Tokarskaya, L. V., Khlystova, E. V., Litvinova, Yu. S. (2022). Study of the Resilience of Adolescents with Mentally Related Development // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 208-215.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.