Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена осмыслению проблемы буллинга в образовательном процессе, в ситуации, когда жертвой травли становится учитель. В силу ряда факторов данная проблема зачастую замалчивается и не является темой для научного осмысления, несмотря на то что современный учитель находится в виктимной позиции, обусловленной экономическими причинами, ростом социального напряжения в обществе, падением престижа учительской профессии, профессиональным выгоранием. Целью исследования являются сбор эмпирического материала по теме буллинга учителей в образовательном процессе, выяснение распространенности буллинга со стороны обучающихся в отношении учителей, а также форм его проявления. С целью анализа проявлений буллинга в отношении учителей авторами был проведен опрос 100 студентов 1-х курсов очной формы обучения. Результаты исследования показали, что случаи агрессии по отношению к учителю являются единичными, не имеют массового характера, но тем не менее являются симптомами скрытой агрессии и недовольства учеников, ставя учителя в позицию жертвы. Исследование показало определенные проблемные зоны в коммуникации между учителем и учениками и выявило необходимость дальнейших исследований буллинга учителей как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Ключевые слова: буллинг; образовательный процесс; учителя; школьники; виктимность; агрессивное поведение; сетевая агрессия; жертвы буллинга
Abstract: The article is devoted to understanding the problem of bullying in the educational process, in a situation when the victim of bullying is a teacher. Due to a number of factors this problem is often ignored and is almost not a topic for scientific reflection. Despite the fact that modern teachers are in a victimized position due to economic reasons, increasing social tension in society, the fall of the prestige of the teaching profession, professional burnout. The aim of the research is to collect empirical material on the topic of teachers’ bullying in the educational process; to find out the prevalence of bullying by students against teachers and forms of its manifestation. In order to analyze the manifestations of bullying against teachers, the authors conducted a survey of 100 full-time 1st year students. The results of the study showed that cases of aggression towards the teacher are isolated, not of mass nature, but nevertheless they are symptoms of hidden aggression and dissatisfaction of students, putting the teacher in the posi-tion of a victim. The study showed certain problem areas in teacher-student communication. The problem of teacher bullying needs further research, both theoretical and practical.
Key words: bullying; educational process; teachers; pupils; victimization; aggressive behavior; network aggression; bullying victims

Для цитирования:

Белеева, И. Д. Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 164-169.

For citation

Beleeva, I. D., Zaglodina, Т. A., Pankratova, L. E., Titova, N. B. (2022). The Phenomenon of Bullying: When a Teacher Becomes the Victim // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 164-169.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.