Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследования проблемы подросткового суицида в целом обнаруживают ряд противоречий, которые состоят в следующем: суицид совершает человек, который не имеет достаточного жизненного опыта, чтобы принять осмысленное, взвешенное решение – уйти из жизни, следовательно, он не осознает в полной мере последствий своих действий. Подросток, стремящийся завершить жизнь самоубийством, в большинстве случаев не обладает личностными качествами, которые характеризуют потенциального суицидента, поскольку сам подростковый период в онтогенезе характеризуется стремлением к самопознанию, развитию личностного потенциала, самоактуализации, но не к самоуничтожению. Очевидные противоречия свидетельствуют о том, что феномен подросткового суицида недостаточно изучен с точки зрения факторов, мотивов и собственно личности подростка – суицидента. Цель исследования: раскрыть особенности личности подростков с высокой суицидальной активностью через представленность «факторов риска», обусловленных их индивидуально-личностными характеристиками, обозначить ресурсы личности – «факторы защиты», через работу с единой методикой социально-психологического тестирования. Исследование проводилось с использованием единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ), анкеты-скрининга, разработанной под руководством Н. Н. Васягиной. Результаты исследования: сравнительный анализ показателей в выборках показал, что средний профиль обучающихся, совершивших суицид, отличается от группы нормативной выборки снижением (невыраженностью) признака по таким шкалам, как «Потребность в одобрении», «Принятие родителями», «Социальная активность», «Самоконтроль поведения» и «Самоэффективность», а также повышением по шкале «Фрустрация». Такие шкалы, как «Импульсивность», «Тревожность» и «Принятие асоциальных установок общества», находятся на верхней границе показателей нормативной группы. Оценивая полученный усредненный профиль суицидентов, в целом можно увидеть, что по сред-ним показателям большинства факторов риска профиль вписывается в границы показателей нормативной группы, что свидетельствует о высокой частоте встречаемости данных характеристик среди обучающихся 8–10 классов общеобразовательных организаций. При этом такие шкалы, как «Принятие родителями», «Принятие одноклассниками», «Социальная активность», «Самоконтроль поведения» и «Самоэффективность» отнесены к «факторам защиты», т. е. к личностным, социально-психологическим и психолого-педагогическим факторам, позволяющим противостоять негативному влиянию внешней среды. Важно отметить, что в профиле суицидентов данные шкалы редуцированы (представлены с низкими показателями), в отличие от высокой выраженности факторов защиты в нормативной группе. Научная новизна результатов исследования заключается в конкретизации представлений о взаимосвязи факторов риска и факторов защиты с точки зрения их представленности и редукции в профиле суицидентов, уникальное сочетание которых позволяет описать социально-психологический портрет подростка с высокой суицидальной активностью. Полученные в исследовании результаты раскрывают новый ракурс решения вопроса о психолого-педагогической профилактике суицидального риска в подростковой среде через укрепление личностных ресурсов, развитие социальной активности, обучение конструктивной коммуникации в семье и в коллективе, а также через обучение навыкам саморегуляции.
Ключевые слова: суицидальная активность; подростковый суицид; самоубийство; подростки; психология подростков; личность подростка; профилактика суицидального риска; факторы суицидального риска; личностные особенности подростков; антивитальные намерения
Abstract: Studies of the problem of adolescent suicide, in general, reveal a number of contradictions, which are found in the following: suicide is committed by a person who does not have enough life experience to make a meaningful, balanced decision – to pass away, therefore, he does not fully realize the consequences of his actions. A teenager seeking to end his life by suicide, in most cases, does not possess the personal qualities that characterize a potential suicidal person, since the adolescent period itself in ontogenesis is characterized by a desire for self-knowledge, personal potential development, self-actualization, but not for self-destruction. Obvious contradictions indicate that the phenomenon of teenage suicide is not sufficiently studied in terms of factors, motives and the actual personality of a suicidal teenager. The purpose of the study: to reveal the personality characteristics of adolescents with high suicidal activity, through the representation of “risk factors” due to their individual and personal characteristics, to identify the resources of the individual – “protection factors”, through working with a unified methodology of socio-psychological testing. The study was conducted using a unified methodology of socio-psychological testing, a screening questionnaire developed under by the leadership of N. N. Vasyagina. Results of the study: a comparative analysis of the indicators in the samples showed that the average profile of students who committed suicide differs from regional norms by a decrease (not the severity of the trait) on such scales as “Need for approval”, “Acceptance by parents”, “Social activity”, “Self-control of behavior” and “Self-efficacy”, as well as an increase in the “Frustration” scale. Such scales as “Impulsivity”, “Anxiety” and “Acceptance of antisocial attitudes of society” are at the upper limit of the norm. Evaluating the obtained average profile of suicides as a whole, it can be seen that, according to the average indicators of most risk factors, the profile fits within the boundaries of regional norms obtained by developers in the Sverdlovsk region, which indicates a high frequency of occurrence of these characteristics among students of grades 8–10 of general education organizations. At the same time, such scales as “Acceptance by parents”, “Acceptance by classmates”, “Social activity”, “Self-control of behavior” and “Self-efficacy” are attributed to “protection factors”, i.e. personal, socio-psychological and psychological-pedagogical factors that allow to resist the negative influence of the external environment. It is important to note that in the profile of suicides, these scales are reduced (presented with low indicators). The scientific novelty of the research results lies in the concretization of ideas about the relationship be-tween risk factors and protection factors, in terms of their representation and reduction in the profile of suicides, a unique combination of which allows us to describe the socio-psychological portrait of a teenager with high suicidal activity. The results obtained in the study reveal a new perspective on solving the issue of psychological and pedagogical prevention of suicidal risk in the adolescent environment, through strengthening personal resources, developing social activity, teaching constructive communica-tion in the family and in the team, as well as through training in self-regulation skills.
Key words: suicidal activity; teenage suicide; suicide; teenagers; adolescent psychology; adolescent personality; prevention of suicidal risk; suicide risk factors; personality traits of adolescents; antivital intentions

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. Представленность факторов риска и факторов защиты в социально-психологическом портрете личности подростка, обладающего высокой суицидальной активностью / Н. Н. Васягина, Н. И. Шемпелева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 170-178.

For citation

Vasyagina, N. N., Shempeleva, N. I. (2022). The Representation of Risk and Protection Factors in the Socio-Psychological Portrait of the Teenager’s Personality with High Suicidal Activity // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 170-178.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.