Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье речь идет об управлении процессом формирования и оценки универсальных компетенций в академической среде медицинского вуза. Цель – проверить гипотезу, что достижения студентов становятся выше при детальной разработке методических шагов для формирования универсальных компетенций (УК). Управление развитием УК зависит от концепта и способов формирования УК. Концепт основывается на дидактике. При формировании УК учитываются цели обучения, содержание дисциплины, системность, выбор КИМ. Механизм формирования УК разрабатывается и основывается на ключевой деятельности, связанной с содержанием компетенции, и профессиональной деятельности. Соблюдаются принципы преемственности между уровнями и результативности. В исследовании проанализированы действия по формированию УК. Предложены задачи для формирования и управления УК. В исследование были включены 2 группы, каждая группа включала 100 и 98 студентов первого курса соответственно. Кроме того, были исследованы 30 студентов третьего курса для оценки профессиональных навыков общения и клинической коммуникации. В экспериментальной и контрольной группах оценивались следующие параметры: вербальная и невербальная коммуникация, публичная речь, умение вести диалог, решение коммуникативных задач, обсуждение проблем, письменное оформление научной информации. Для статистического анализа данных мы использовали независимый критерий Стьюдента. В результате разработаны КИМ, чтобы оценить уровень сформированности универсальных компетенций для студентов медицинского вуза. Предложены 4 модуля управления развитием различных видов деятельности и индикаторы сформированности универсальных компетенций. Разработаны последовательные методические шаги. Все эти действия направлены на реализацию комплексной программы по развитию УК в медицинском вузе. Достоверность различий результатов между экспериментальной и контрольной группой была подтверждена с помощью критерия Стьюдента. Полученное в эксперименте расчетное значение t больше табличного значения t на 0,05. Разработанная последовательность методических шагов позволила повысить качество обучения, тем самым активизировав познавательную и коммуникативную ориентацию на формирование результатов в форме универсальных компетенций. Метазнания в области системного критического мышления, как и метаумения, помогают закрепить академические знания в практике выполнения различных видов деятельности. Педагогический проект, основанный на учете особенностей новой образовательной парадигмы и современных подходов, усиливает мотивирующую позицию субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: универсальные компетенции; метапредметные знания; метапредметные умения; уровни сформированности; академическая среда; профессиональная деятельность; медицинские вузы; медицинское образование
Abstract: The article deals with the management of universal competence development and assessment in the academic environment of a medical university. The purpose is to test the hypothesis that student achievement is higher with the detailed development of methodological issues to form universal competencies. The management of universal competence development depends on the concept and methods. The concept is based on didactics. When developing universal competencies, tutor should consider the goals of training, the content of the discipline, consistency, systematic character, and the choice of methods to control. The mechanism to develop the universal competencies is based on key activities related to the content of competence and professional activity. The principles of continuity and efficiency are respected. The study analyzed the levels to develop universal competencies. The tasks to develop and manage the universal competencies are proposed. The study included 2 groups 100 and 98 first-year-students respectively and 30 third-year students to check professional communication and clinical competence. The following parameters were assessed in the experimental and con-trol groups: verbal and non-verbal communication, public speech, dialogue, solving communication tasks, communication in discussion, academic writing. To examine differences between the groups we used an independent samples t-test and analysed students’ advancement at the end of the academic year. As a result, the methods and KPI to assess the level of universal competence in medical students were developed. 4 modules to manage the development of various types of activities and indicators of universal competence development were presented. Sequential methodological steps were found. All the actions aimed to implement a comprehensive program for the universal competence development in a medical university. Independent samples t-test proved the findings are significant. The developed sequence of methodological steps improved the quality of education, activating the cognitive and communicative directions to develop universal competencies. Meta-knowledge in critical thinking and meta-skills assist to consolidate academic knowledge to practice various types of activities. The pedagogical project, based on the peculiarities of the new educational paradigm and modern approaches, strengthens the individual motivating position of learners in the educational process.
Key words: universal competencies; metasubject knowledge; metasubject skills; levels of formation; academic environment; professional activity; medical universities; medical education

Для цитирования:

Клинг, В. И. Управление процессом развития, формирования и оценки универсальных компетенций в условиях академической среды медицинского вуза / В. И. Клинг, Ю. М. Сивоконева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 77-88.

For citation

Kling, V. I., Sivokoneva, Yu. M. (2022). Management of Universal Competence Development and Assessment in the Academic Environment of a Medical University // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 77-88.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.