Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития музыкального мышления обучающихся в процессе общего музыкального образования. Применяется методология философской и музыкальной герменевтики, позволяющая раскрыть развитие музыкального мышления посредством синергии эмоционально-чувственного и логико-рационального восприятия музыки, определить особенности понимания музыки через интонирование, интерпретацию и истолкование музыкального произведения на основе применения метода размышления о музыке в процессе художественной коммуникации. Определяются герменевтические основания развития музыкального мышления обучающихся в процессе общего музыкального образования: ценностно-смысловая направленность музыкального образования с опорой на личный опыт экзистенциальных состояний учащегося; интенциальность (обращенность) сознания слушателя к музыкальному произведению; со-бытие субъекта музыкальной реальности через интуитивное предчувствование, слежение за музыкальным развитием (интонирование); интерпретация субъектом музыкального произведения, исходя из собственного слышания; истолкование музыкального произведения через полилог с другими субъектами художественной коммуникации. Описана методика организации художественной коммуникации через развитие ценностно-смысловых отношений с миром музыкальной реальности, определены этапы художественной коммуникации и педагогические условия ее организации, создание эмпатической настройки на слушание музыкального произведения, открытость для интерпретации музыкального произведения со стороны учащегося, дидактические вопросы, активизирующие процесс понимания музыки учащимися.
Ключевые слова: музыкальная герменевтика; музыкальное мышление; понимание музыки; интерпретация музыкальных произведений; музыкальные произведения; художественная коммуникация; музыкальное со-бытие; музыка; методика преподавания музыки
Abstract: The article deals with the problem of development of musical thinking of students in the process of general musical education. The methodology of philosophical and musical hermeneutics is applied, which allows to reveal the development of musical thinking through the synergy of emotional-sensual and logical-rational perception of music, to determine the features of understanding music through intonation, interpretation of a musical work based on the use of the method of thinking about music in the process of artistic communication. The hermeneutic foundations for the development of musical thinking of students in the process of general musical education are determined. That are the value and semantic orientation of music education based on the personal experience of the student’s existential states. That are also intentionality of the listener’s consciousness to a musical work; co-existence of the subject of musical reality through intuitive premonition, tracking musical development (intonation); the subject’s interpretation of a musical work based on his own hearing; interpretation of a musical work through a polylogue with other subjects of artistic communication. The article is described the method of organizing artistic communication through the development of value-semantic relations with the world of musical reality, the stages of artistic communication and the pedagogical conditions of its organization. That are the creation of an empathic tuning to listening to a musical work, openness to the interpretation of a musical work by the student are determined, didactic issues which activate the process of understanding music by students.
Key words: musical hermeneutics; musical thinking; understanding of music; interpretation of musical works; musical works; artistic communication; musical co-existence; music; music teaching methodology

Для цитирования:

Беляева, Л. А. Герменевтические основы развития музыкального мышления обучающихся в системе общего музыкального образования / Л. А. Беляева, И. Г. Чугаева, О. Н. Новикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 30-38.

For citation

Belyaeva, L. A., Chugaeva, I. G., Novikova, O. N. (2022). Hermeneutic Foundations of the Development of Musical Thinking of Students in the System of General Music Education // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 30-38.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.