Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье представлено осмысление феномена интерактивности в современном образовательном процессе. Популярность и объемность данного понятия (о чем свидетельствуют статистические данные научной электронной библиотеки eLibrary.ru) приводят к своеобразной «понятийной диффузии», когда в интерактивное обучение включают формы, средства, технологии, методы, методики и т. д. Это свидетельствует о недостаточной понятийной проработке интерактивности в качестве и явления, и дефиниции. Как следствие, действенная интерактивность, предполагающая относительно равное участие и активность констатирующих сторон, очень часто подменяется квазиинтерактивностью – линейным однонаправленным взаимодействием. Очевидно, что данная ситуация обусловлена массовым применением разнообразных гаджетов в процессе обучения, часто приводящим к нивелированию собственно интерактивных методов обучения (диалоги, дискуссии, обсуждение, взаимообучение и т. д.). Меж тем интерактивный подход может объединить интерактивные методы с соответствующими средствами (мультимедийное оборудование, сервисы и платформы онлайн-обучения и др.) для более продуктивного и действенного обучения (но стоит признать, что интерактивные средства здесь выполняют вспомогательную, а не доминирующую роль). Такое обучение, как свидетельствует практика, становится значимым опытом для будущих педагогов, что подтверждается данными опроса второкурсников Уральского государственного педагогического университета, которые обучались в интерактивном режиме в течение семестра. В данном формате обучения студенты подчеркивают такие характеристики, как «рост учебной мотивации», направленность на «формирование активного отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности» и т. д. В целом анализ публикаций свидетельствует, что на данном этапе начинает формироваться методика интерактивного обучения, сильной стороной являются формы, методы и средства. Однако существуют и проблемы, связанные с адаптацией содержания, с опережающим развитием технической оснащенности при запаздывании методической составляющей. Но при всем этом очевидно, что интерактивность как явление уже стала неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Ключевые слова: феномен интерактивности; квазиинтерактивность; информационно-коммуникационные техно-логии; информатизация образования; информационная образовательная среда; студенты; образовательный процесс; учебная мотивация; интерактивное обучение; интерактивные методы обучения; интерактивные средства обучения; интерактивный подход; зоны роста; зоны риска
Abstract: This article presents an understanding of the phenomenon of interactivity in the modern educational process. The popularity and volume of this concept (as evidenced by the statistical data of the scientific electronic library eLibrary.ru) leads to a kind of “conceptual diffusion”, when forms, means, technologies, methods, techniques, etc. are included in interactive learning. This indicates an insufficient conceptual study of interactivity as both a phenomenon and a definition. As a result, effective interactivity, which implies relatively equal participation and activity of the ascertaining parties, is very often replaced by quasi-interactivity – linear unidirectional interaction. Obviously, this situation is due to the massive use of various gadgets in the learning process, which often leads to the leveling of the actual interactive teaching methods (dialogues, discussions, discussion, mutual learning, etc.). Meanwhile, the interactive approach can combine interactive methods with appropriate tools (multimedia equipment, online learning services and platforms, etc.) for more productive and effective learning (but it is worth recognizing that interactive tools play a supporting, rather than dominant role here). Such training, as practice shows, becomes a significant experience for future teachers, which is confirmed by a survey of Ural State Pedagogical University sophomores who studied online during the semester. In this format of education, students emphasize such characteristics as “growth of learning motivation”, focus on “forming an active attitude of students to learning and cognitive activity”, etc. In general, the analysis of publications shows that at this stage the methodology of interactive learning begins to take shape, the strengths are forms, methods and means. However, there are also problems associated with the adaptation of the content, with the advanced development of technical equipment with a delay in the methodological component. But with all this, it is obvious that interactivity as a phenomenon has already become an integral part of educational activities.
Key words: the phenomenon of interactivity; quasi-interactivity; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; students; educational process; learning motivation; interactive learning; interactive teaching methods; interactive teaching aids; interactive approach; growth zones; risk areas

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е. В. Коротаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 8-15.

For citation

Korotaeva, E. V. (2022). Interactivity of Modern Education: As a Phenomenon and as a Concept // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 8-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.