Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность проблемы обусловлена тем, что сегодня макротенденциями образовательной политики Китая являются гуманизация образования и гуманитаризация образовательного процесса. В их основе лежат ценности, одним из условий реализации является ценностное отношение обучаемых к изучаемой действительности. У студентов специальности «Музыковедение» в Китае, будущих учителей музыки, должно быть сформировано ценностное отношение к произведениям музыкальной классики, обладающим духовно-нравственным потенциалом. Большую роль в его формировании играет музыкальный опыт студентов. Цель статьи – теоретически обосновать формы и методы формирования ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хоровому наследию в университетах Китая, выявить роль музыкального опыта в данном процессе. Методологической основой исследования являются: идеи о становлении ценностной парадигмы образования в Китае (Ци Минянь); теоретические положения в области психологии о личностном опыте индивида как основе его ценностных отношений (В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, Фей Суйюй); положения о содержании понятий «ценностное отношение» (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова), «классическое музыкальное наследие» (А. Н. Серебрякова, Ци Чжаоцзюнь); идея о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев); идеи ученых в области музыкальной психологии и педагогики о роли опыта в процессах музыкального восприятия и музыкального мышления, лежащих в основе ценностного ориентирования личности при общении с музыкальным произведением (Б. В. Асафьев, Е. Д. Критская, Е. В. Назайкинский), об особенностях содержания дирижерско-хоровой подготовки, конвергенции в ее процессе слушательского и исполнительского опыта студентов (Чжао Ваньюэ). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что автором определена сущность понятия «ценностное отношение будущих учителей музыки к классическому хоровому наследию». Обоснована роль музыкального опыта в формировании у студентов ценностного отношения к классическому хоровому наследию в Китае – он вовлечен в эмоциональный, когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты данного отношения. Предложены форма работы в русле решения данной педагогической проблемы (эскизное разучивание) и методы (ассоциаций, музыкального обобщения, художественного контекста), которые используются в процессе дирижерско-хоровой подготовки.
Ключевые слова: музыкальный опыт; ценностные отношения; музыка; музыкальное искусство; музыкальные произведения; классическое хоровое наследие; хоровое пение; методика преподавания музыки; методика музыки в вузе; китайские вузы; студенты; музыкально-педагогическое образование
Abstract: The relevance of the problem is due to the fact that today the macrotendencies of China’s educational policy are the humanization of education and the humanization of the educational process. They are based on values, one of the conditions for implementation is the value attitude of students to the studied reality. Students of the specialty “Musicology” in China, future music teachers, should have a value attitude towards works of musical classics with spiritual and moral potential. A big role in its formation is played by the musical experience of students. The purpose of the article is to theoretically substantiate the forms and methods of forming the value attitude of students of the specialty “Musicology” to the classical choral heritage at Chinese universities, to identify the role of musical experience in this process. The methodological basis of the study is: ideas about the formation of the value paradigm of education in China (Qi Minyan); theoretical provisions in the field of psychology about the personal experience of an individual as the basis of his value relations (V. N. Myasishchev, D. N. Uznadze, Fei Suyu); provisions on the content of the concepts of “value attitude” (V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova), “classical musical heritage” (A. N. Serebryakova, Qi Zhaojun); the idea of the leading role of activity as a source of personal development (A. N. Leontyev); ideas of scientists in the field of musical psychology and pedagogy about the role of experience in the processes of musical perception and musical thinking that underlie the value orientation of personality when communicating with a musical work (B. V. Asafiev, E. D. Kritskaya, E. V. Nazaikinsky), about the peculiarities of the content of conductor-choral training, convergence in its process of student listening and performing experience (Zhao Wanyue). The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that the author defines the essence of the concept of “the value attitude of future music teachers to the classical choral heritage”. The role of musical experience in the formation of students’ value attitude to the classical choral heritage in China is justified – it is involved in the emotional, cognitive, motivational-need and activity-creative components of this attitude. A form of work is proposed in line with the solution of this pedagogical problem (sketch learning) and methods (associations, musical generalization, artistic context) that are used in the process of conductor-choral training.
Key words: musical experience; value relationships; music; musical art; musical works; classical choral heritage; choral singing; music teaching methodology; music methodology at the university; Chinese universities; students; musical and pedagogical education

Для цитирования:

Даньци, Лю. Формирование ценностного отношения студентов специальности «Музыковедение» к классическому хоровому наследию в университетах Китая / Даньци Лю. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 68-76.

For citation

Danqi, Liu. (2022). Formation of Value Attitude of Students of “Musicology” Specialty to Classical Choral Heritage at Chinese Universities // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 68-76.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.