Архив журнала
Методика сегментного анализа в освоении студентами языка поэтического кинематографа С. Параджанова (на примере фильма «Цвет граната»)
- 477
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Сергей Параджанов – знаковое явление в истории кино, чьи произведения входят в список мировых шедевров. Особенность его поэтики состоит в визуальной пластичности и предметной символике, органично вплетенной в художественную ткань фильма.
«Цвет граната» – своеобразное решение режиссера рассказать о судьбе Саят-Нова через обращение к творчеству средневекового поэта. Иносказательность, визуальная плотность и смысловая упругость кадра, использование фронтального плана, театрализованно-живописное построение образов – средства, которые отличают киноязык С. Параджанова.
Поиск педагогических решений для знакомства студенческой аудитории с потенциалом поэтического кинематографа связан с реализацией полихудожественного подхода, способствующего развитию художественного мышления, формированию навыков критического осмысления информации, исследовательских навыков, что позволяет студентам видеть художественное произведение как единое целое в его связи с историко-культурным контекстом.
Цель статьи состоит в репрезентации методики сегментного анализа кино в обучении студентов: пошаговое, поэтапное движение педагога и аудитории ведет к постижению замысла режиссера и пониманию кино как вида синтетического искусства. В качестве ключевых инструментов используются элементы фасилитированной дискуссии, технологии «перевернутого урока» и «Об-раза и мысли» для активной включенности обучающихся в процесс интерпретации визуальных образов и текстов.
Данная методика позволяет решать как общепедагогические задачи, связанные с гармоничным развитием личности, мировоззрением и духовно-нравственным воспитанием, так и просветительские – знакомство студентов с классикой отечественного кинематографа побуждает к осмыслению тесной взаимосвязи истории, культуры и искусства.
Ключевые слова: методика сегментного анализа; полихудожественный подход; студенты; поэтическое кино; язык кино; кинематограф; киноискусство; кинорежиссеры; кинофильмы; средства обучения
Abstract: Sergei Parajanov is a symbolic phenomenon in the history of cinema, whose works are included in the list of world masterpieces. The peculiarity of his poetics consists in visual plasticity and subject symbolism, organically woven into the film artistic structure.
“The color of pomegranates” is an unusual decision of the director to tell about the fate of the Poet through an appeal to the work of the medieval poet Sayat-Nova. Allegory, visual density and semantic elasticity of the film frame, the use of a frontal plan, theatrical and pictorial construction of images are the means that distinguish the cinema language of S. Parajanov.
The search for pedagogical solutions to acquaint the student audience with the potential of poetic cinema is associated with the implementation of a polyartistic approach that promotes the development of artistic thinking, the formation skills of critical understanding of information, research skills allows students to see a work of art as a whole in its connection with the historical and cultural context.
The purpose of the article is to represent the method of segment analysis of cinema in teaching students: the step-by-step, phased movement of the teacher and the audience leads to the comprehension of the film director’s intention and understanding of cinema as a type of synthetic art. Elements of a facilitated discussion, the “flipped lesson” and “Image and Thought” technologies are used as key tools for the active involvement of students in the process of interpreting visual images and texts.
This technique allows solving both general pedagogical tasks related to the harmonious development of the individual, worldview, and spiritual and moral education, as well as educational ones – acquaintance with the classics of Russian cinema encourages understanding of the close relationship of history, culture, and art.
Key words: segment analysis methodology; polyartistic approach; students; poetic cinema; cinema language; cinema; cinematography; film directors; movies; means of education
Для цитирования:
Симбирцева, Н. А. Методика сегментного анализа в освоении студентами языка поэтического кинематографа С. Параджанова (на примере фильма «Цвет граната») / Н. А. Симбирцева, П. О. Казанцев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 102-106.
For citation
Simbirtseva, N. A., Kazantsev, P. O. (2022). Segment Analysis Methodology in the Students’ Perception of the Language of Poetic Cinema by S. Parajanov (On the Example of the Film “The Color Of Pomegranate”) // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 102-106.