Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования проблемы профессиональной подготовки студентов строительного колледжа к межкультурным коммуникациям в транснациональных строительных компаниях. Показано, что в последние годы в строительной отрасли нашей страны работает большое число иностранных рабочих и специалистов. В строительных организациях / компаниях российских регионов, приграничных с республиками Центральной Азии, временно трудятся рабочие из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. При этом техникам-строителям – выпускникам строительного колледжа Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета, работающим в первичных подразделениях транснациональных строительных компаний в должностях бригадиров, руководителей подразделений, мастеров, приходится совместно трудиться, общаться и иметь постоянные коммуникации с гражданами других государств, с людьми разных национальностей, разных конфессий, других культур и традиций, других норм и правил национального этикета. Изучение и обобщение опыта профессиональной деятельности техников-строителей в транснациональных строительных компаниях свидетельствует, что проявление дискриминации иностранных рабочих и специалистов может стать источником возникновения конфликтных ситуаций. Представлена аргументация, что исключить проявление негативных явлений может только техник-строитель, который еще во время учебы в колледже был подготовлен к межкультурным коммуникациям и овладел совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций. Поскольку ФГОС СПО по специальности 08.02.01 – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» не предусматривает формирование межкультурных коммуникативных компетенций, то их состав и содержание были определены с использованием метода экспертных исследований. В статье представлены методика и результаты данных исследований по обоснованию совокупности межкультурных коммуникативных компетенций, даны их дефиниции. Аналогичным образом с использованием метода экспертных оценок были установлены приоритетные личностные профессионально значимые качества техника-строителя. В дальнейшем проведены наблюдения за динамикой их формирования в процессе учебно-познавательной деятельности студентов. Для более полного, наглядного и образного восприятия актуальной социально значимой проблемы подготовки специалистов строительного колледжа к межкультурным коммуникациям в транснациональных строительных компаниях в статье представлена в графической форме модель техника-строителя / специалиста со средним профессиональным образованием. Рассмотрены содержание каждого функционального блока профессиографической модели и взаимосвязи между ними.
Ключевые слова: студенты; строительные колледжи; профессиональная подготовка; межкультурные коммуникативные компетенции; личностные качества; профессионально значимые качества; транснациональные строительные компании
Abstract: The article presents the results of the study of the problem of professional training of construction college students for intercultural communication in transnational construction companies. It is shown that in recent years a large number of foreign workers and specialists have been working in the construction industry of our country. In construction organizations / companies of Russian regions bordering with Central Asian republics temporarily work workers from Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan. At the same time, construction technicians-graduates of Building College of Academy of Construction and Architecture of Samara State Technical University, working in primary divisions of transnational construction companies in positions of foremen, heads of divisions, foremen have to work together, communicate and have regular communications with citizens of other states, with people of different nationalities, different confessions, other cultures and traditions, other norms and rules of national etiquette. The study and generalization of the experience of professional activity of construction technicians in transnational construction companies shows that discrimination of foreign workers and specialists can be a source of conflict situations. The argumentation is presented that only a construction technician, who has been prepared for intercultural communications and has mastered a set of intercultural communicative competences while studying in college, can exclude manifestation of negative phenomena. Since the FSES of Professional Education and Training by specialty 08.02.01 – “Construction and operation of buildings and constructions” doesn’t provide for the formation of intercultural communicative competences, their structure and content were determined by using the method of expert research. The article presents the methodology and results of these studies on the substantiation of a set of intercultural communicative competences, their definitions are given. Similarly, using the method of expert assessments, the priority personal professional and significant qualities of a construction technician were established. In the future, observations of their formation dynamics in the process of students’ learning and cognitive activity were made. For a more complete, visual and figurative perception of the actual socially significant problem of construction college specialists’ preparation for intercultural communications in transnational construction companies, the article presents in graphical form the model of a construction technician / specialist with secondary vocational education. The content of each functional block of the professorial model and the relationship between them are considered.
Key words: students; construction colleges; professional training; intercultural communicative competences; personal qualities; professionally significant qualities; transnational construction companies

Для цитирования:

Серяпина, Л. В. Подготовка студентов строительного колледжа к межкультурным коммуникациям в транснациональной строительной компании как социально-дидактическая проблема / Л. В. Серяпина, В. Н. Михелькевич. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 95-101.

For citation

Seriapina, L. V., Mikhel’kevich, V. N. (2022). Training Construction College Students for Intercultural Communication in a Transnational Construction Company as a Socio-Didactic Problem // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №4. – P. 95-101.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.