Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_26
Аннотация: Организация процесса духовно-нравственного воспитания сегодня является первоочередной задачей школьного обучения. Чрезвычайно актуальным решение этой задачи представляется в обучении подростков и старших школьников, особо подверженных негативным влияниям СМИ, интернета и различного рода программ, имеющихся на платформе YouTube. Противостоять такому влиянию могут различные воспитательные средства, среди которых можно выделить искусство. В общеобразовательной школе на уроках музыки, ОРСЭ (основы религиозных культур и светской этики), истории, литературы вопросы духовности и духовного становления человека, развития его духовной культуры через художественные примеры отчасти рассматриваются в русле содержания отдельных тем. В духовных учебных заведениях данные проблемы изучаются обучающимися более основательно (углубленно) вследствие наличия в учебных планах ряда предметов «духовно-нравственной направленности». Одним из них является хоровое пение и дополнительные занятия по этому предмету, анализ содержания программ по которым в ряде духовных учебных заведений в городах РФ показывает, что обучающихся мало знакомят с историей, становлением хоровой православной культуры России. Целью данной статьи является представление концептуальных положений и основных тем модулей программы «Музыкальная культура Православия», которая прошла внедрение в содержание занятий «Хоровой класс» и «Дополнительные занятия хорового класса» на среднем и старшем хоре Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих» при культурно-просветительском центре «Царский» екатеринбургской епархии города Екатеринбурга. Успешность освоения данной программы доказывается результатами проведенной диагностики, которые представлены в статье. Целевым ориентиром данной программы является ознакомление участников хоровых коллективов с музыкальной культурой Православия, а так как эта культура обладает огромным педагогическим потенциалом, то конечным результатом освоения программы является формирование духовной культуры личности.
Ключевые слова: воспитание личности; духовно-нравственное воспитание; музыкальная культура; Православие; духовность; духовные учебные заведения; хоровое пение; подростки; детский церковный хор
Abstract: The organization of the process of spiritual and moral education today is the primary task of school education. The solution to this problem is especially relevant in the education of adolescents and older students, who are especially susceptible to the negative influences of the media, the Internet and various programs available on YouTube platform. Various educational means can resist such influence, among which art can be distinguished. In a general education school, in the lessons of music, the foundations of religious cultures and secular ethics, history, and literature, the issues of spirituality and the spiritual development of a person, the development of his spiritual culture through artistic examples are partly considered in line with the content of individual topics. In religious educational institutions, these problems are studied by students more thoroughly (in depth) due to the presence in the curricula of a number of purely spiritual subjects. One of them is choral singing and additional classes in this subject, an analysis of the content of programs for which in a number of theological educational institutions in the cities of the Russian Federation shows that students are little acquainted with the history, the formation of the choral Orthodox culture of Russia. The purpose of this article is to present the conceptual provisions and main themes of the modules of the program “Musical Culture of Orthodoxy”, which was introduced into the classes “Choral class” and “Additional classes of the choir class” at the middle and senior choirs of the Bishops’ children’s singing chapel “Oktoikh” at the cultural and educational center “Tsarsky” of the Ekaterinburg diocese of the city of Ekaterinburg. The success of the development of this program is proved by the diagnostic procedure and its results presented. The target of this program is to familiarize the members of choirs with the musical culture of Orthodoxy, and since this culture has a huge pedagogical potential, the end result of this process is the formation of the spiritual culture of the individual.
Key words: personality education; spiritual and moral education; musical culture; Orthodoxy; spirituality; spiritual educational institutions; choral singing; teenagers; children's church choir

Для цитирования:

Падерина, Ю. А. Ознакомление участников детского церковного хора с музыкальной культурой православия / Ю.А. Падерина, Н. Г. Тагильцева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 216-222. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_26.

For citation

Paderina, Yu. A., Таgiltseva, N. G. (2022). Introducing the Participants of the Children’s Church Choir with the Musical Culture of Orthodoxy // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 216-222. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_26.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.