Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_05
Аннотация: Изучение славянизмов, входит в разделы школьной программы, связанные с рассмотрением русской лексики. Славянизмы понимаются как явления (лексические факты и грамматические структуры) старославянского языка – языка христианского текста, ставшего частью русской культуры с приходом православия. Демонстрируется особое место славянизмов в составе русской лексики и сложности их интерпретации. В статье рассматриваются возможности привлечения текста Пушкина в качестве показательного примера, аккумулирующего представления о роли славянизмов и их особенностях. Славянизмы – это не заимствования в прямом смысле слова, они не включаются в «готовый», уже существующий литературный язык, а сами являются источником литературного языка вместе с русским народным (разговорным) языком. По своей природе (связанной с православным текстом) славянизмы являются выразителями абстрактных понятий и высших ценностей и тем самым во многом выражают оценку быта с позиции бытия. Такая роль славянизмов создает двумерность, двуплановость русского литературного языка, составляющие его уникальность. Данные особенности славянизмов наглядно представлены на основе анализа поэтического эксперимента А. С. Пушкина – небольшого стихотворения, доступного школьникам. Представленный материал может быть использован в школьном преподавании разделов русской лексики, связанных с изучением процесса заимствования и становления русского литературного языка.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; русский литературный язык; славянизмы; лексикология русского языка; формирование русского литературного языка; лингвистический анализ; стихотворения; русская культура; русская поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; двумерность русского литературного языка
Abstract: The study of Slavisms is included in the sections of the school curriculum related to the consideration of Russian vocabulary. Slavisms are understood as phenomena (lexical facts and grammatical structures) of the Old Church Slavonic language, the language of the Christian text, which became part of Russian culture with the advent of Orthodoxy. The special place of Slavisms in the composition of the Russian vocabulary and the complexity of their interpretation are demonstrated. The article discusses the possibilities of attracting Pushkin’s text as an illustrative example, accumulating ideas about the role of Slavisms and their features. The slavisms are not borrowings in the literal meaning of the term, they are not included in the “ready-made”, already existing literary language, but are themselves a source of literary language together with the Russian native (colloquial) language. By their nature (associated with the Orthodox text), slavisms are expressions of abstract concepts and higher values and thereby they largely express the estimation of everyday life from the standpoint of human-being. Such a role of Slavisms creates the two-dimensionality of the Russian literary language, constituting its uniqueness. These features of slavisms are clearly presented on the basis of the analysis of the poetic experiment of A. S. Pushkin – a small poem available to schoolchildren. The presented material can be used in school teaching sections of Russian vocabulary related to the study of the process of borrowing and of the formation of the Russian literary language.
Key words: methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at school; Russian literary language; Slavisms; lexicology of the Russian language; formation of the Russian literary language; linguistic analysis; poems; Russian culture; Russian poetry; Russian poets; poetic creativity; two-dimensionality of the Russian literary language

Для цитирования:

Гусельникова, М. Л. К изучению славянизмов в русском языке: Пушкин в помощь учителю / М. Л. Гусельникова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 44-47. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_05.

For citation

Guselnikova, M. L. (2022). Towards Studying Slavisms in the Russian Language: Pushkin to Help the Teacher // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 44-47. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.