Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_04
Аннотация: В статье рассматривается проблема методологической подготовки учащихся средней школы. Выполнен анализ современных подходов к ее решению применительно к учебному процессу по физике. Значительный объем, сложность и высокий уровень обобщения учебного материала по методологии науки определяет необходимость поиска эффективных средств его освоения обучающимися. Дано психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения в учебном процессе средств когнитивной визуализации методологического знания. Обсуждаются вопросы разработки визуальных методологических регулятивов (ВМР) исследовательской деятельности. Определены основные виды учебных ВМР. В качестве примера приведены логико-графические модели цикла научного познания. В отличие от цикла познания В. Г. Разумовского в этих визуализациях отображены уровни и стадии научного поиска, его логика, связи между элементами. В заключении рассматриваются актуальные направления исследований в области проектирования ВМР и их применения в обучении.
Ключевые слова: физика; методика преподавания физики; методика преподавания физики в школе; методы обучения; образовательный процесс; научное познание; виды учебных исследований; учебные исследования; методология учебных исследований; визуальные средства обучения; школьники
Abstract: The article considers the problem of methodological preparation of secondary school students. Analysis of modern approaches to its solution in relation to the educational process in physics is carried out. Significant volume, complexity and high level of generalization of the teaching material on the methodology of science determines the need to find effective means of its mastering by students. Psychologo-pedagogical substantiation of expediency of cognitive visualization application means of methodological knowledge in the educational process is given. The questions of developing visual methodological regulators (VMR) of research activity are discussed. Basic types of teaching VMR are defined. As an example, logic-graphic models of scientific cognition cycle are given. In contrast to V. G. Razumovsky’s cognition cycle these visualizations show the levels and stages of scientific search, its logic, the links between the elements. The conclusion discusses the current directions of research in the field of VMR design and their application in teaching.
Key words: physics; methods of teaching physics; methods of teaching physics at school; teaching methods; educational process; scientific knowledge; types of educational research; educational research; methodology of educational researches; visual learning aids; pupils

Для цитирования:

Оспенникова, Е. В. Проблема разработки и применения в обучении визуальных методологических регулятивов исследовательской деятельности / Е. В. Оспенникова, А. Е. Финский. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 33-43. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_04.

For citation

Ospennikova, E. V., Finsky, A. E. (2022). The Problem of Development and Application in Learning of Visual Methodological Regulators for Research Activity // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 33-43. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_04.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.