Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_14
Аннотация: В настоящее время одной из ключевых проблем педагогики в высшей школе является неготовность выпускников технических специальностей создавать «инженерный продукт» в определенной области по конкретному направлению (профилю) подготовки. При построении содержания инженерного образования в исследовании использован культурологический подход в профессиональном контексте. За основу трактовки этого подхода взята модель, предложенная В. В. Сериковым, согласно которой любой вид содержания образования, в том числе инженерного, включает: систему знаний, способы деятельности, творческий опыт, опыт эмоционального ценностного отношения и компетентность. Компетентность, по мнению ученого, есть владение деятельностью по созданию продукта, достижению результата, который представляет собой особый вид опыта. Мы считаем, что есть только один способ определить компетентность – поместить студента в ситуацию, которая моделирует его профессиональную практику. Компетентность целесообразно рассматривать через один критерий – владение определенным видом деятельности. Мы смотрим его грани, грани одного целого с помощью критериев сформированности будущего инженера: мотивационно-смысловой (смысловая сфера личности), когнитивный (знание основ инженерной деятельности), деятельностно-практический (опыт решения профессиональных задач), профессионально-рефлексивный (самоорганизация, самоконтроль, самооценка). Процесс управления происходит на основе сопоставления реального развития студента с требованиями ФГОС ВО. Оценивая достижения студентов, видя, что они сбиваются, их «пробелы», мы вносим корректировки (некие «инъекции») в содержание образования, формы, методы обучения, в подготовку преподавателей, в структуру цифровой образовательной среды, во внеучебную жизнь студентов, в материально-техническое обеспечение и в сами инструменты контроля и т д. Цель данного исследования – проверка эффективности разработанной технологии оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета, следовательно, задача сводилась к следующему: осуществить опытно-экспериментальную апробацию разработанной модели управления качеством образовательного процесса в техническом университете.
Ключевые слова: зона ближайшего развития; компетентностные специалисты; оценка профессионального развития; подготовка инженеров; высшие учебные заведения; студенты; результаты исследований; опытно-экспериментальные исследования; модели управления; непрерывная объективная оценка
Abstract: Currently, one of the key problems of pedagogy in higher education is the unwillingness of graduates of technical specialties to create an “engineering product” in a certain area in a specific direction (profile) of training. When constructing the content of engineering education, the study used a cultural approach in a professional context. The interpretation of this approach is based on the model proposed by V. V. Serikov, according to which any kind of content of education, including engineering, includes: a system of knowledge, methods of activity, creative experience, experience of an emotional value attitude and competence. Competence, according to the scientist, is the possession of activities to create a product, achieve a result, which is a special kind of experience. We believe that there is only one way to define competence, and that is to place the student in a situation that simulates his professional practice. Competence should be considered through one criterion – possession of a certain type of activity. We look at its facets, the facets of one whole with the help of the criteria for the formation of a future engineer: motivational-semantic (semantic sphere of personality), cognitive (knowledge of the basics of engineering activity), activity-practical (experience in solving professional problems), professional-reflexive (self-organization, self-control, self-esteem). The management process takes place on the basis of a comparison of the real development of the student with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. Assessing the achievements of students, seeing that they go astray, their “gaps”, we make adjustments (some kind of “injections”) to the content of education, forms, methods of teaching, to the training of teachers, to the structure of the digital educational environment, to the extracurricular life of students, to financial-technical support and control tools themselves, etc. The purpose of this study is to test the effectiveness of the developed technology for assessing the level of competence formation of a graduate of a technical university, therefore, the task was as follows: to carry out experimental testing of the developed model of quality management of the educational process at a technical university.
Key words: zone of proximal development; competent specialists; assessment of professional development; training of engineers; higher educational institutions; students; research results; pilot studies; management models; continuous objective evaluation

Для цитирования:

Закиева, Р. Р. Результаты опытно-экспериментального исследования эффективности модели управления, основанной на непрерывной объективной оценке развития студента / Р. Р. Закиева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №6. – С. 110-119. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_14.

For citation

Zakieva, R. R. (2022). The Results of an Experimental Study of the Effectiveness of a Management Model Based on a Continuous Objective Assessment of Student Development // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №6. – P. 110-119. DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.