Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования у студентов педагогических направлений способности анализировать количественные и качественные данные, понимаемой как способность осуществлять отбор/сбор данных, применять эффективные компьютерные программы для проведения анализа данных и представления его результатов. Актуальность проблемы подтверждается результатами анализа научной литературы. Авторами с позиции деятельности будущего педагога и теоретического анализа литературы предложено содержание понятия «способность анализировать количественные и качественные данные»; разработана модель формирования у студентов педагогических направлений этой способности, включающая четыре компонента (мотивационно-целевой, содержательный, технологический и диагностический); выделены характеристики уровней их сформированности; разработано содержательное наполнение компонентов модели. Студенты в рамках учебных дисциплин «Современные средства оценивания результатов обучения» и «Система менеджмента качества в образовании» осуществляют в группах в соответствии с выбранной профессиональной ситуацией сбор данных, проводят их анализ, представляют полученные результаты. Качественные данные отбираются на основе неструктурированных интервью, накапливаются и обрабатываются с помощью проблемного/тематического анализа с применением средств NVivo, Atlas. При анализе количественных данных используются программы Microsoft Excel, PSPP, онлайн-калькуляторы и др. Показатели сформированности способности (АД 1: отбирает методы сбора эмпирических данных; АД 2: осуществляет сбор количественных и качественных данных; АД 3: анализирует эмпирические данные с использованием компьютерных программ; АД 4: представляет результаты анализа данных) оценивались преподавателем при проверке выполненных заданий: итогового теста, групповых и индивидуальных практикумов, презентации результатов на студенческой научно-практической конференции. Внедрение разработанной модели в практику обучения студентов с использованием контрольной и экспериментальной групп подтвердило ее эффективность результатами расчета t-критерия Стьюдента. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в обучении будущих педагогов, а также для разработки программ дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: студенты-педагоги; высшие учебные заведения; способность анализировать; количественные данные; качественные данные; учебная мотивация; модели обучения; компоненты модели обучения; образовательный процесс
Abstract: The article considers the problem “how to develop the ability of pedagogical directions students to analyze quantitative and qualitative data?”, understood as the ability to select / collect data, use effective computer programs to analyze data and present its results. The relevance of the problem is confirmed by the results of the analysis of scientific literature. The authors from the theoretical analysis of the literature proposed the content of the concept of “the ability to analyze quantitative and qualitative data”. The authors developed model for the formation of this ability in students of pedagogical areas, including four components (motivational-targeted, meaningful, technological and diagnostic); the characteristics of the levels of their formation are singled out; the content of the model components has been developed. Students collect data in accordance with the chosen professional situation, analyze them, and present the results within the academic disciplines “Modern Means of Evaluating Learning Outcomes” and “Quality Management System in Education”. Qualitative data are selected on the basis of unstructured interviews, accumulated and processed using problem / thematic analysis using NVivo, Atlas tools. When analyzing quantitative data, Microsoft Excel, PSPP, online calculators, etc. are used. Indicators of ability formation (DA 1: selects methods for collecting empirical data; DA 2: collects quantitative and qualitative data; DA 3: analyzes empirical data using computer programs; DA 4: presents the results of data analysis) were assessed by the teacher when checking completed assignments: final test, group and individual workshops, presentation of results at a student scientific and practical conference. The introduction of the developed model into the practice of teaching students using the control and experimental groups confirmed its effectiveness by the results of calculating the Student’s t-test. The results of the study can be used in the training of future teachers, as well as for the development of additional professional education programs.
Key words: student teachers; higher educational institutions; ability to analyze; quantitative data; qualitative data; learning motivation; learning models; components of the learning model; educational process

Для цитирования:

Лапенок, М. В. Формирование у студентов педагогических направлений способности анализировать количественные и качественные данные / М. В. Лапенок, Л. Г. Шестакова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 190-198.

For citation

Lapenok, M. V., Shestakova, L. G. (2023). Formation in Pedagogical Education Students of the Ability to Analyze Quantitative and Qualitative Data // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 190-198.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.