Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ современного зарубежного учебника физики на примере кембриджского учебника и учебно-методического комплекта, в который он входит. Проведено сравнение с отечественными и зарубежными учебниками. Сделан вывод о сопоставимости кембриджского учебника по уровню сложности и представленному в нем материалу с уровнем учебников физики для учащихся старших непрофильных классов российских школ. Показано, что для современного учебника характерна особая организация его текстового пространства с широким использованием вербальных и невербальных средств выделения информации, с акцентом на наглядные средства. Рассмотрен дидактический аппарат учебника, а также способы его представления на страницах учебной книги. Показано, что при наличии единых базовых принципов построения дидактического аппарата современного зарубежного учебника для средней школы реализация дидактического аппарата определяется целями обучения, заданными в учебнике, и его уровнем. В работе поднят вопрос о формировании основ экспериментальных умений учащихся в связи с проведенным анализом процессуально-деятельностного блока, выявившего, что многие экспериментальные задания кембриджского учебник направлены на воспроизведение материала параграфа. При рассмотрении содержательного блока было акцентировано внимание на использовании математики в учебнике физики и его научности. Показано, что, несмотря на выявленные некоторые недочеты учебника, принятая в нем активная подача материала вызывает интерес и у отечественных учащихся.
Ключевые слова: физика; методика преподавания физики; учебники физики; анализ учебников; дидактический аппарат; мотивационно-целевые блоки; процессуально-деятельностные блоки; контрольно-диагностические блоки; вербальные средства выделения
Abstract: The article presents an analysis of a modern foreign textbook of physics on the example of the Cambridge textbook and the educational and methodological set in which it is included. A comparison with domestic and foreign textbooks is performed. The conclusion is made about the comparability of the Cambridge textbook in terms of the level of complexity and the material presented in it with the level of physics textbooks for students of senior non-core classes in Russian schools. It is shown that a modern textbook is characterized by a special organization of its text space with a wide use of verbal and non-verbal means of extracting information, with an emphasis on visual means. The didactic apparatus of the textbook, as well as the ways of its presentation on the pages of the textbook, are considered. It is shown that in the presence of common basic principles for constructing the didactic apparatus of a modern foreign textbook for secondary school, the implementation of the didactic apparatus is determined by the learning objectives set in the textbook and its level. The paper raises the question of the formation of the foundations of the experimental skills of students in connection with the analysis of the procedural-activity block, which revealed that many experimental tasks of the Cambridge textbook are aimed at reproducing the material of the paragraph. When considering the content block, attention was focused on the use of mathematics in a physics textbook and its scientific nature. It is shown that, despite the identified shortcomings of the textbook, the active presentation of the material adopted in it is of interest to domestic students.
Key words: physics; methods of teaching physics; physics textbooks; textbook analysis; didactic apparatus; motivational-target blocks; procedural and activity blocks; control and diagnostic blocks; verbal means of selection

Для цитирования:

Бражников, М. А. Современный учебник физики. По страницам зарубежных учебников / М. А. Бражников, Н. С. Пурышева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 165-181.

For citation

Brazhnikov, M. A., Purysheva, N. S. (2023). Modern Physics Textbook. Through the Pages of Foreign Textbooks // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 165-181.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.