Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Изучение защитного и совладающего поведения как механизмов противостояния стрессам различного характера является относительно молодым направлением в психологической науке. Противоречивое отношение к указанному феномену отражает актуальность его исследования. В условиях постоянной цифровизации, в том числе образовательного процесса, возрастает уровень напряженности. Стресс из привычной среды переходит в виртуальную. Эффективность привычных для человека копинг-стратегий может снижаться, тем самым возрастает потенциал травматизации психики в условиях цифровой среды. В представленной статье с применением методов анализа научных источников, классификации и систематизации обсуждаются возможность и актуальная необходимость изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков в цифровой образовательной среде. Сделан обзор российских исследований за последние десять лет. С помощью классификации представленных в открытых источниках исследований выделяются тематические направления изучения защитного и совладающего поведения детей и подростков (теоретические и эмпирические статьи). Отмечается связь выбираемых копинг-стратегий детей и подростков с уровнем их психологического благополучия и жизнестойкости. Обсуждается влияние сильного стресса на формирование деструктивных защитных механизмов у детей и подростков с различной степенью дезадаптации в силу тех или иных факторов. Обозначаются особенности защитного и совладающего поведения у детей и подростков, имеющих различные виды дизонтогенеза. Определяется влияние семьи (родителей) на формирование стиля совладающего поведения детей. Рассматриваются исследования защитного и совладающего поведения в условиях цифровой образовательной среды и киберпространства. Обсуждается, что в современной психологической науке недостаточно теоретических и эмпирических данных для формирования целостного представления о данном направлении изучения защитного и совладающего поведения. Таким образом, научная новизна представленной статьи заключается в актуализации необходимости исследования защитного и совладающего поведения в цифровой образовательной среде, что позволит снизить вероятность деформации реального образа личности, обогатить теоретическую базу изучаемого феномена.
Ключевые слова: копинг-стратегии; защитное поведение: совладающее поведение; подростки; поведение подростков; поведение детей; стрессы; стрессовые состояния; психологическое благополучие; цифровая образовательная среда; цифровые технологии; цифровизация образования
Abstract: The study of defense and coping behavior as mechanisms of coping with stresses of various nature is a relatively young direction in psychological science. The contradictory attitude to this phenomenon shows the importance of its research. Under the conditions of constant digitalization, including the educational process, the level of tension increases. Stress from the familiar environment moves to the virtual context. The effectiveness of habitual coping strategies may decrease, thereby increasing the potential for traumatization of the psyche in a digital environment. This article discusses the possibility and urgent need to study defensive and coping behavior of children and adolescents in the digital learning environment, using methods of scientific source analysis, classification and systematisation. The article reviews Russian research over the last ten years. The thematic areas of the study of defensive and coping behavior of children and adolescents (theoretical and empirical articles) have been identified using the classification provided in the open sources of research The connection of the chosen coping-strategies of children and teenagers with the level of their psychological well-being and vitality was noted. The article also discussed the influence of severe stress on the formation of destructive defense mechanisms in children and adolescents with various degrees of disadaptation due to various factors. The features of defensive and coping behavior in children and adolescents with different types of dysontogenesis were outlined. The influence of family (parents) on the formation of children’s coping style is determined. Studies of protective and coping behavior in digital educational environment and cyberspace was reviewed. The article discusses the lack of theoretical and empirical data in contemporary psychological science to form a coherent view of this direction of study of defensive and coping behavior. As a result, the scientific novelty of the article is to actualize the need to study defensive and coping behavior in the digital educational environment, which will reduce the probability of deformation of the real personality image, enrich the theoretical basis of the phenomenon under study.
Key words: coping strategies; defensive behavior: coping behavior; teenagers; adolescent behavior; children’s behavior; stress; stressful conditions; psychological well-being; digital educational environment; digital technologies; digitalization of education

Для цитирования:

Миронова, А. А. Защитное и совладающее поведение в детском и подростковом возрасте: обзор российских исследований / А. А. Миронова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 222-231.

For citation

Mironova, A. A. (2023). Defense and Coping Behavior in Childhood and Adolescent: A Review of Russian Studies // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 222-231.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.