Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с конвергенцией наук и технологий, значению этого явления в преобразовании во всех областях человеческой деятельности и прежде всего в системе образования. Ретроспектива внедрения конвергентного подхода в образовании позволяет осмыслить и оценить его значение в обозримом прошлом, а перспективы использования этого подхода – показать возможные точки роста в школьном физическом образовании, а также в подготовке будущих учителей физики. России нужны ученые и инженеры, а школе нужны учителя физики нового поколения, которых будут готовить педагогические вузы. Цель данной статьи – выявить основные принципы и условия формирования и реализации конвергентного подхода в школьном физическом образовании на основе ретроспективного и перспективного осмысления конвергенции в педагогической теории и практике при обучении физике. Предмет исследования – опыт осмысления конвергенции в педагогической теории и практике при обучении физике. Авторы представили методологию исследования конвергенции в образовании в целом, а также методологию использования конвергентного подхода в школьном физическом образовании при обучении физике старшеклассников, в частности. Результаты теоретического исследования показали, что конвергентный подход в организации учебных занятий по физике в школе должен занимать главенствующую позицию, т. к. благодаря этому можно «упреждать» потребности наукоемких производств в подготовке специалистов, способных созидать в условиях стирания границ между науками и технологиями. Для внедрения конвергентного подхода в обучение школьников необходимо использование таких же подходов при обучении студентов педагогических вузов. Данное исследование – это теоретический вклад в изучение конвергенции и оценку ее значения в обозримом прошлом, а также перспектив использования конвергентного подхода в школьном физическом образовании и при подготовке будущих учителей физики
Ключевые слова: конвергентный подход; физика; методика преподавания физики; методика физики в школе; физическое образование; образовательный процесс; студенты-педагоги; учителя физики; подготовка будущих учителей; школьники; инженеры будущего
Abstract: The article is devoted to the consideration of issues related to the convergence of sciences and technologies, the significance of this phenomenon in the transformation in all areas of human activity and, above all, in the education system. The retrospective of the introduction of the convergent approach in education allows us to comprehend and evaluate its significance in the foreseeable past, and the prospects for using this approach show possible growth points in school physics education, as well as in the training of future physics teachers. Russia needs scientists and engineers, and the school needs a new generation of physics teachers who will be trained by pedagogical universities. The purpose of this article is to identify the main principles and conditions for the formation and implementation of a convergent approach in school physics education based on a retrospective and prospective understanding of convergence in pedagogical theory and practice in teaching physics. The subject of the research is the experience of understanding convergence in pedagogical theory and practice in teaching physics. The authors presented the methodology for studying convergence in education in general, as well as the methodology for using the convergent approach in school physics education when teaching physics to high school students, in particular. The results of a theoretical study showed that a convergent approach in organizing physics classes at school should occupy a dominant position, because thanks to this, it is possible to “anticipate” the needs of hightech industries in the training of specialists capable of creating in the face of blurring the boundaries between science and technology. To introduce a convergent approach to teaching schoolchildren, it is necessary to use the same approaches when teaching students of pedagogical universities. This study is a theoretical contribution to the study of convergence and an assessment of its significance in the foreseeable past, as well as the prospects for using the convergent approach in school physics education and in the training of future physics teachers
Key words: convergent approach; physics; methods of teaching physics; methods of physics at school; physical education; educational process; student teachers; physics teachers; preparation of future teachers; pupils; engineers of the future

Для цитирования:

Фещенко, Т. С. Конвергенция в школьном физическом образовании: от ретроспективы к перспективе / Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 38-46.

For citation

Feshchenko, T. S., Shestakova, L. A. (2023). Convergence in School Physics Education: From Retrospective to Perspective // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 38-46.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.