Файл статьи: PDF
Аннотация: В период распространения COVID-19 (2020–2021 гг.) образовательная деятельность была перенесена в условия дома и семьи, а родители стали для детей педагогами и воспитателями. Период старшего дошкольного возраста характеризуется особенностями развития всех основных сфер личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностно-социальной), это переход на социальную зрелость и готовность быть взрослым. Важно в этом периоде дать возможность дошкольникам проявить такие умения, как общительность, умения писать, считать, а также сформированность всех психических познавательных процессов (внимание, память, мышление) и готовность преодолевать трудности в школе (личностная готовность: я хочу и могу). Для детей ситуация с пандемией и самоизоляцией представляет свои психологические риски: отсутствие общения (игр) со сверстниками, мало движения по сравнению с детским садом и школой (в движении у детей идет развитие всех мыслительных процессов), спутан режим дня и другие ограничения. В период готовности к школе когнитивные функции ребенка (способность понимать, познавать, изучать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, запоминать, передавать, использовать в общении) очень гибкие и готовы к развитию. От того, насколько у ребенка эти функции будут развиты, будет зависеть дальнейшее обучение в школе и его успешность. В связи с этим в школах организуются группы подготовки детей к школе. В основном задача этих занятий – адаптировать детей к школе, развить все когнитивные способности и научить учиться. Целью исследования стало выявление влияния пандемии на уровень формирования когнитивных функций и психического состояния в период готовности к школе. В исследовании участвовали 306 первоклассников от 6 до 7 лет (дошкольники и начало первого класса) гимназии г. Екатеринбурга. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью двух стандартизированных психолого-педагогических методик: «Школьный старт» (авторы Т. В. Беглова, Т. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая) и методика «Мыслительные операции», которая основана на диагностике структуры интеллекта Р. Амтхауэра, в адаптации М. А. Воробьевой. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Исходя из исследований готовности к школе в условиях пандемии, мы предполагали, что готовность детей к школе в период пандемии снижается по сравнению с обычными условиями обучения. Однако полученные нами данные свидетельствуют о неоднозначном влиянии пандемии на школьную готовность. С одной стороны, подтверждается снижение логических операций, а с другой – опровергается распространенное мнение об однозначно негативных последствиях пандемии. С помощью однофакторного дисперсионного анализа (F-критерий Фишера) было выявлено влияние факторов пандемии и года пандемии COVID-19 (2020 и 2021) на зависимые переменные параметры интеллектуальной и личностной готовности к школе, а двухфакторный дисперсионный анализ (F-критерий Фишера) позволил выявить влияние и взаимодействие следующих пар факторов на показатели интеллектуальной и личностной готовности к школе – пандемии COVID-19 и фактора посещения «Школы развития». В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что у детей, подготовка к школе которых проходила в строгих условиях самоизоляции (2020 г.), при невозможности посещения развивающих дошкольных занятий наблюдается несформированность когнитивных функций (логического действия, классификации и мыслительной операции сравнения, а также аналитико-синтетической деятельности), эти дети имеют низкий уровень когнитивных способностей к обобщению и сравнению. Фактор посещения школы (группа «Пандемия-2021») при невозможности посещения детского сада сыграл важную роль в развитии умения воспринимать и использовать речь взрослого в качестве источника информации, в развитии способности получать новую информацию посредством умозаключений. В группе детей, чья подготовка к школе проходила в условиях самоизоляции, а круг общения был ограничен близкими (семьей и родственниками), было обнаружено снижение коммуникативных умений в общении с учителем. Экспериментально было доказано, что период дошкольного детства очень значим для развития всех когнитивных функций детей, необходимых для обучения в школе и развития личности в целом, ограничения в общении со сверстниками, учителями, в движении тормозят или изменяют этот процесс.
Ключевые слова: когнитивные функции; психические состояния; эмоциональные состояния; пандемия; коронавирус; COVID-19; старшие дошкольники; подготовка к школе; готовность к школе; инструментальная готовность; личностная готовность
Abstract: During the spread of COVID-19 (2020–2021), educational activities were transferred to the conditions of the home and family, and parents became teachers and educators for children. The period of senior preschool age is characterized by the peculiarities of the development of all the main spheres of the personality (intellectual, emotional-volitional and personal-social), this is the transition to social maturity and readiness to be an adult. It is important in this period to give preschoolers the opportunity to demonstrate such skills as sociability, the ability to write, count, as well as the formation of all mental cognitive processes (attention, memory, thinking) and the willingness to overcome difficulties at school (personal readiness: I want and I can). For children, the situation with the pandemic and self-isolation poses its own psychological risks: lack of communication (games) with peers, little movement compared to kindergarten and school (children develop all mental processes while on the move), confused daily routine and other restrictions. During the period of readiness for school, the cognitive functions of the child (the ability to understand, learn, study, perceive and process external information, remember, transmit, use in communication) are very flexible and ready for development. Further education at school and its success will depend on how these functions are developed in a child. In this regard, schools organize groups to prepare children for school. Basically, the task of these classes is to adapt children to school, develop all cognitive abilities and teach them how to learn. The aim of the study was to identify the impact of the pandemic on the level of formation of cognitive functions and mental state in the period of readiness for school. The study involved 306 1st graders from 6 to 7 years old (preschoolers and the beginning of the first grade) of the Ekaterinburg gymnasium. The collection of empirical data was carried out using two standardized psychological and pedagogical methods: “School start” (authors T. V. Beglova, T. R. Bityanova, T. V. Merkulova, A. G. Teplitskaya) and the method “Thought operations”, which is based on the diagnosis of the structure of the intellect by R. Amthauer, adapted by M. A. Vorobyeva. The obtained data were processed using the methods of mathematical and statistical analysis. Based on studies of school readiness during a pandemic, we assumed that children’s school readiness during a pandemic is reduced compared to normal learning conditions. However, the data we obtained indicate an ambiguous impact of the pandemic on school readiness. On the one hand, the decrease in logical operations is confirmed, and on the other hand, the widespread opinion about the unambiguously negative consequences of the pandemic is refuted. Using one-way analysis of variance (Fisher’s F-test), the influence of pandemic factors and the year of the COVID-19 pandemic (2020 and 2021) on the dependent variables of intellectual and personal readiness for school was revealed, and two-way analysis of variance (Fisher’s F-test) revealed the influence and interaction of the following pairs of factors on indicators of intellectual and personal readiness for school – the COVID-19 pandemic and the factor of attending the “School of Development”. As a result of the processing of empirical data, it was statistically confirmed that in children whose preparation for school took place under strict conditions of self-isolation (2020), if it is impossible to attend developmental preschool classes, cognitive functions (logical action, classification and mental operation of comparison, as well as analytical and synthetic activity), these children have a low level of cognitive abilities for generalization and comparison. The school attendance factor (Pandemic-2021 group) with the impossibility of attending kindergarten played an important role in developing the ability to perceive and use adult speech as a source of information, in developing the ability to receive new information through inferences. In the group of children whose preparation for school took place in conditions of self-isolation, and the circle of communication was limited to relatives (family and relatives), a decrease in communication skills in communicating with the teacher was found. It has been experimentally proven that the period of preschool childhood is very significant for the development of all the cognitive functions of children necessary for schooling and personality development in general, restrictions in communication with peers, teachers, in motion slow down or change this process.
Key words: cognitive functions; mental states; emotional states; pandemic; coronavirus; COVID-19; older preschoolers; preparation for school; school readiness; instrumental readiness; personal readiness

Для цитирования:

Воробьёва, М. А. Исследование влияния пандемии и сопутствующих факторов на когнитивные функции и психическое состояние детей в период готовности к школе / М. А. Воробьёва. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №4. – С. 112-123.

For citation

Vorobyeva, M. A. (2023). A Study of the Impact of the Pandemic and Concomitant Factors on the Cognitive Functions and Mental State of Children in School Readiness // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 112-123.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.